Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе

Педагогика » Формирование организационно-управленческой компетентности студента практиканта » Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе

Страница 2

Разрабатываемый в настоящее время компетентностно-деятельностный подход (КДII) предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей (комплексом компетенций), которые будут формироваться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности по овладению таким содержанием. Следовательно, можно сказать, что именно КДП является тем новым подходом к построению профессионального образования и обучения тому или иному общению, с позиций которого будет осуществляться модернизация образования.

Модернизация образования затронет все образовательные области, в том числе и такую область, как «иностранный язык», подход к обучению которой в профессиональной школе требует пересмотра. Таким образом, КДП необходимо рассматривать в качестве теоретической базы изменения системы обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе, в частности, в неязыковом вузе.

Прежде всего, необходимо рассмотреть само понятие «подход». Подход, по определению С.И. Ожегова, означает совокупность приемов, способов в изучении чего-либо.

Термин «подход к обучению» по своему определению многозначен: являясь базисной категорией методики, он представляет собой контрольную точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать выступает как самая общая методологическая основа исследования - в конкретной области знаний.

Подход к обучению иностранным языкам — это базисная категория методики преподавания ИЯ, определяющая теоретическую основу обучения языкам, реализующая ведущую, доминирующую идею обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения; в широком смысле подход выступает как самая общая методологическая основа обучения ИЯ и как методическая основа разработки методов обучения иностранным языкам.

Чтобы изменить подход к обучению иностранным языкам в профессиональной школе в соответствии с современными требованиями, следует в первую очередь, определить сущность компетентностно-деятельностного подхода.

В качестве основных аспектов рассматриваемого подхода (как следует из его названия) необходимо выделить деятельностный и компетентностный. Хотя, естественно, такое разграничение условно и может быть осуществлено только теоретически, т.к. названные аспекты неразрывно связаны друг с другом.

Обучение иностранным языкам, несомненно, носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Деятельностная сущность обучения иностранным языкам реализуется через «деятельностные» задания, приемы и упражнения.(Китайгородская:1975)

Компетенттюстный подход к обучению стал разрабатываться относительно недавно, хотя понятие «компетенция» было введено еще И.Хомским применительно к лингвистике (как система внутренне присущих говорящему правил функционирования языка); позднее оно было дополнено понятием «коммуникативная компетенция». Смысл этого понятия в том, что высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики и усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Музыкотерапия в образовательном процессе
С исторической точки зрения музыкотерапия в современном понимании восходит к существующим уже более ста лет рецептивным формам. Гармонизирующее действие музыки, спокойствие её устойчивых и уравновешенных сил ещё много лет назад применялось целителями в качестве терапевтического средства. "Музы ...

Классификация видов самостоятельной работы
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д. Первое направление в классификации са ...

Литературное и музыкальное народное творчество
Литературное слово имеет большое значение и в русском народном творчестве. Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать тепло, свет, уда ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru