Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе

Педагогика » Формирование организационно-управленческой компетентности студента практиканта » Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе

Страница 2

Разрабатываемый в настоящее время компетентностно-деятельностный подход (КДII) предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей (комплексом компетенций), которые будут формироваться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности по овладению таким содержанием. Следовательно, можно сказать, что именно КДП является тем новым подходом к построению профессионального образования и обучения тому или иному общению, с позиций которого будет осуществляться модернизация образования.

Модернизация образования затронет все образовательные области, в том числе и такую область, как «иностранный язык», подход к обучению которой в профессиональной школе требует пересмотра. Таким образом, КДП необходимо рассматривать в качестве теоретической базы изменения системы обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе, в частности, в неязыковом вузе.

Прежде всего, необходимо рассмотреть само понятие «подход». Подход, по определению С.И. Ожегова, означает совокупность приемов, способов в изучении чего-либо.

Термин «подход к обучению» по своему определению многозначен: являясь базисной категорией методики, он представляет собой контрольную точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать выступает как самая общая методологическая основа исследования - в конкретной области знаний.

Подход к обучению иностранным языкам — это базисная категория методики преподавания ИЯ, определяющая теоретическую основу обучения языкам, реализующая ведущую, доминирующую идею обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения; в широком смысле подход выступает как самая общая методологическая основа обучения ИЯ и как методическая основа разработки методов обучения иностранным языкам.

Чтобы изменить подход к обучению иностранным языкам в профессиональной школе в соответствии с современными требованиями, следует в первую очередь, определить сущность компетентностно-деятельностного подхода.

В качестве основных аспектов рассматриваемого подхода (как следует из его названия) необходимо выделить деятельностный и компетентностный. Хотя, естественно, такое разграничение условно и может быть осуществлено только теоретически, т.к. названные аспекты неразрывно связаны друг с другом.

Обучение иностранным языкам, несомненно, носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Деятельностная сущность обучения иностранным языкам реализуется через «деятельностные» задания, приемы и упражнения.(Китайгородская:1975)

Компетенттюстный подход к обучению стал разрабатываться относительно недавно, хотя понятие «компетенция» было введено еще И.Хомским применительно к лингвистике (как система внутренне присущих говорящему правил функционирования языка); позднее оно было дополнено понятием «коммуникативная компетенция». Смысл этого понятия в том, что высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики и усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Содержание дежурств в разных возрастных группах
Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания. С 2 лет у детей начинают воспитывать инте ...

Влияние физических упражнений на развитие организма детей с нарушениями интеллектуального развития
Рассматривать влияние физических упражнений на умственное развитие ребёнка можно только в ракурсе гармоничного развития детского организма. Попытка найти упражнение или комплекс упражнений, стимулирующих деятельность только головного мозга, обречена на неудачу. Это подтверждено многочисленными науч ...

Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru