Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе

Педагогика » Формирование организационно-управленческой компетентности студента практиканта » Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе

Страница 3

На наш взгляд, наиболее подробно коммуникативную компетенцию описывает Л.Ф. Бахман, который относит к ней языковую, дискурсивную, разговорную, прагматическую (практическую), социально-лингвистическую, стратегическую и мыслительную компетенции.

Существует несколько мнений по поводу того, что включать в коммуникативную компетенцию учащихся. Это понятие объединяет грамматическую (правила языка), социально-лингвистическую (правила диалектной речи), дискурсивную (правила построения смысла высказанного) и стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником) компетенции.

В 70-е годы идея и термин «компетентности» широко использовались в США и ряде стран Европы в связи с проблемой индивидуализации обучения. Тогда эта идея была весьма проста: нельзя ограничиваться в обучении основами наук и соответствующими методами обучения, необходимо развивать все уровни межличностных отношений. Подход не выходил за рамки учебно-воспитательного процесса в школе.

В последнее время в дидактике профессионального образования разрабатываются идеи рассмотрения результатов образовательной деятельности через компетентности (ключевые, базовые, специальные).

Как уже было сказано выше, сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования не могут решить проблему образования и подготовки студента к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, формирование ключевых компетентностей, которые должны подготовить студентов к жизни в обществе.

Анализ материалов международных научных конференций, и в частности, материалов симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» (Берн, 1996), а также работ, посвященных вопросу непрерывного образования, в сочетании с исследованиями отечественных ученых: А.Н. Леонтьева, Н.Н. Платонова, Е.А. Милеряна, И.А. Зимней, Н.А Лошкаревой, И.С.Якиманской, Д.Н. Богоявленского, П.Я. Гальперина Е.Н. Кабановой-Меллер и многих других, в работах которых проблемы формирования умений и навыков учащихся часто выходилиза уровни компетенций, только не употреблялся этот термин, позволяет выделить следующие существенные для КДП положения:

- компетентность — это деятельностная категория, которая проявляется только в определенной деятельности; быть компетентным означает быть способным (уметь) мобилизовать полученные знания и опыт в той или иной ситуации;

- компетентность не сводится к знаниям, навыкам и умениям, она а включает их в себя, т.к. как последние и есть формы проявления компетентности на разных этапах ее формирования;

- формирование компетентности — процесс, который в принципе никогда не заканчивается, и значимым фактором формирования компетентности является образование.

- природа компетентности такова, что она может проявляться только при условии глубокой личностной заинтересованности человека в том или ином виде деятельности.

Таким образом, компетентность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации, а также может проявляться только в той или иной деятельности и при условии личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Она тесно связывает современную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в конкретных ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Экология семьи
Так уж устроен мир, что наши симпатии и антипатии определяются биологической совместимостью. Объяснить это достаточно просто: каждый организм построен на пятиэлементной схеме взаимодействия органов и систем и сам по себе не сбалансирован – завсегда есть какая-то перегрузка. Так вот, если два органи ...

Изучение иностранного языка
Процесс обучения иноязычной речи рассмотрен не очень подробно. Но между тем нечеткие, неправильные, неадекватные принципы столь же опасны, как опасен непрочный фундамент здания, имя которому – «процесс обучения». Ефи́м Изра́илевич Па́ссов считал, что ни одна проблема – отбор и органи ...

Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru