Подготовка студентов старших курсов к осуществлению управления учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе

Педагогика » Формирование организационно-управленческой компетентности студента практиканта » Подготовка студентов старших курсов к осуществлению управления учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе

Страница 5

Готовность к осуществлению методического управления — важная составная часть профессиональной готовности будущего учителя к самостоятельной трудовой деятельности. Готовность учителя к осуществлению управления к школе является важным профессиональным качеством, содействующим формированию у учителя общественной социальной активности, профессиональной адаптации и творческого отношения к трудовой деятельности. Готовность — это первичное фундаментальное условие успешного выполнения.тобой деятельности. Рассматривая готовность как системное явление, целесообразно, с нашей, точки зрения, различать общую психологическую и. специальную профессиональную готовность, являющуюся составной частью общей готовности к трудовой деятельности.

Анализ работ психологов (П.Я. Гальперин, II.Д. Левитов, В.Н. Пушкин. М.И. Дьяченко, А.Ц. Пушт, Д.П. Узнадзе, А.К. Маркова и другие) позволяет выделить различные виды общей психологической готовности, которые можно классифицировать по разным основаниям: а) по уровню управляемости правомерно различать субъективную (мотивы) и объективную готовность, которая включает сознательное владение средствами, способами деятельности, и самостоятельность как дополнительную характеристику объективной готовности (П.Я. Гальперин); б) по количеству участников учебного процесса различают индивидуальную и групповую психологическую готовность; в) но отношению к предстоящей деятельности различается: обычная готовность перед привычной работой, повышенная готовность, вызванная новизной нетворческим характером предстоящей деятельности, пониженная готовность, проявляющаяся в отвлечении внимания, несобранности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); г) по длительности правомерно различать длительную и временную (ситуативную) готовность. Длительная готовность связана с устойчивой системой профессионально важных качеств, необходимых для успешной деятельности в течение длительного периода времени. Временная готовность определяется текущей ситуацией (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); д) с учетом структуры формируемой деятельности целесообразно различать мотивационную и операционную готовность (П.Я. Гальперин).

Профессиональная готовность является также сложным явлением, моделирование которого целесообразно вести с учетом требований профессии. Учитывая структуру педагогической деятельности, предложенную в работах Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, Ф.Н. Гоноболина, К.М. Новаковой и других, можно вычленить конструктивную (или проектировочную), организаторскую, коммуникативную и исследовательскую функции, подлежащие формированию и у студентов факультетов иностранных языков — будущих учителей. Названные положения конкретизированы в профессиограмме учителя иностранного языка (С. Ф. Шатилов, К. И. Саломатов, Е. И. Рабунский). В структуре профессиональной готовности будущего учителя иностранных языков с учетом наиболее значимых умений, важно различать следующий формы готовности, тесно взаимосвязанные с общей психологической: коммуникативную (направленность на формирование умений мобилизовать изученное в конкретных коммуникативных целях), лингвистическую (И.Т. Качан, Г.В. Рогова), (тесно связанную с мотивационной и коммуникативной) и методическую готовность, тесно связанную с операционной, обеспечивающей овладение умением применять знания из методики в конкретных ситуациях организации учебно-воспитательного процесса по предмету.

Методическая готовность к управлению познавательной деятельностью по конкретному учебному предмету предполагает, с нашей точки зрения, осознание путей решения типовых профессиональных задач, представленных в блоках методического управления, и овладение умениями их реализации в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная деятельность учителя и воспитателя включает следующие взаимосвязанные стороны: а) моральная готовность, которая предполагает понимание социальной важности профессии учителя, чувство ответственности, сознание общественного долга, дисциплинированности и другие; б) психологическая готовность, связанная с развитием таких качеств, важных для работы с учащимися, как знание возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей школьников, настойчивость, внимательность, доброжелательная требовательность и т. д.; в) профессиональная готовность, включающая такие важные качества, как умение научно организовать свой труд и труд детского коллектива способность видеть перспективы развития, умение работать самостоятельно и творчески.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Программированное обучение
Программированное обучение - это заранее спланированное и соответственно организованное управление умственной деятельностью студентов в процессе обучения. Особенность обучения в том, что обучающая программа педагогически обоснованна: разработана с расчетом на эффективные средства управления процесс ...

Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа Р ...

Разработка и апробация комплекса упражнений по использованию видео в обучении культуре иноязычного общения в средней школе
Нами был разработан комплекс упражнений по использованию видео в обучении культуре иноязычного общения. Комплекс упражнений был апробирован на базе гимназии № 10 г. Минска в 9 «Б» классе. Некоторые уроки были полностью посвящены просмотру аутентичного видеоматериала, на некоторых видеоматериал преп ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru