Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся

Педагогика » Сущность и содержание процесса обучения » Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся

Страница 2

Умение - это способность делать что-либо, обусловлено приобретенными знаниями и опытом. В отличие от навыков оно функционирует под сознательным самоконтролем человека.

По степени сложности выделяют простое и сложные умения. Простое умение - это возможность применять полученные знания на практике. Это первый шаг, только дальнейшие тренировки, практические действия приводят к более высокой степени - к формированию навыков. Итак, сложное умение вырабатывается на основе знаний, простых умений и навыков, как правило, путем тренировок, упражнений, практического выполнения различных задач. Оно не дает возможность выполнять сложные действия, требующие особого контроля сознания, но, в отличие от знаний, простых умений и навыков, имеет комплексную структуру, что позволяет творчески применять знания и навыки в практической деятельности в соответствии с обстоятельствами.

По содержанию умение можно классифицировать так:

интеллектуальные (способность слушать, читать и понимать, выражать свои мысли, планировать работу, решать умственные задачи и т.п.);

технические (способность оформлять различные документы, формулировать требования или ответ и т.п.);

практические (умение действовать по плану, организовывать своих работников на выполнение задания и т.п.).

Процесс формирования умений и их качество (устойчивость, скорость, безошибочное выполнение различных действий) зависят от содержания учебного материала, индивидуально-психических особенностей работников, педагогического мастерства педагога, учебно-материальной базы и т.д

Систематические и целенаправленные тренировки учащихся обеспечивают преобразование знаний в навыки. Практическое применение знаний и навыков в учебном процессе обеспечивает их преобразование в сложные умения, которые по объему является уже больше чем знания. До уровня умения достигает лишь та часть знаний, те которые имеют самое существенное значение для практической деятельности. Все эти особенности предусмотрены в образовательно-профессиональных программах, учебных планах, учебных программах, тематических планах.

Центральными фигурами процесса обучения являются субъекты преподавания (учителя) и субъекты учения (ученики). Руководящая роль принадлежит субъекту обучения.

Педагогическая психология считает, что каждый возрастной период имеет свой, наиболее характерный вид деятельности: в дошкольном - игра, в младшем школьном возрасте - учение, в среднем - развернутая общественно полезная деятельность во всех ее вариантах (учебная, трудовая, художественная, спортивная). В старшем школьном возрасте ведущей является особая форма учебной деятельности, которая имеет более профориентационный характер на почве самостоятельности.

Предпосылки учебной деятельности ученика:

Наличие цели.

Наличие физиологической и психологической готовности к обучению.

Наличие желания учиться.

Сосредоточение внимания на учебной деятельности.

Наличие надлежащего уровня развития.

Выделяют два основных варианта учебной деятельности учащихся: первый протекает во время урока или в других формах (направляет учитель), второй - во время самостоятельной работы на уроке или в домашних условиях.

Под руководством учителя имеют место следующие действия:

принятие учебных задач и плана действий, предложенных учителем,

осуществление учебных действий и операций по решению задачи,

регулирование учебной деятельности (под влиянием учителя и самоконтроля),

анализ результатов учебной деятельности (под руководством учителя).

При самостоятельной учебной деятельности выделяют следующие действия:

планирование или конкретизация задач своей учебной деятельности,

планирование методов, средств и форм учебной деятельности,

самоорганизация учебной деятельности,

самоконтроль,

саморегулирования учения,

самоанализ результатов учебной деятельности.

Психологическая характеристика процессов усвоения.

1. Восприятие (первичное ознакомление с новым материалом) - отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений, которые в данный момент действуют на органы чувств. Этот процесс включает в себя не только данные непосредственного чутья (зрительного), но и данные его (ученика) непосредственного опыта. И поэтому, восприятие предполагает, будто опознание предметов и явлений, отнесение их к определенным группам, которые уже известны для субъекта. Кроме того, этот процесс предусматривает обеспечение мотивации, сосредоточение внимания и т.п

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Психокоррекционные методы и группы ,возможности их использования педагогической практике
Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период - описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные мет ...

Творческая работа по математике в 6 – 8 классах. Особенности выполнения творческих работ шестиклассниками
Практика выполнения творческих работ, начиная с 6 класса, существует в гимназии №1 “Универс” г. Красноярска, а также начинает складываться в других школах, в которых присутствует развивающее обучение. В гимназии “Универс”, для организации творчества подростков 7 – 9 классов организовано специальное ...

Психокоррекционные группы, возможности их применения в педагогической практике
Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые -одновременную работу психотерапевта с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: 1.Т-группы (г ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru