Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования

Педагогика » Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности » Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования

Страница 2

Оценка результатов формирующего эксперимента также осуществлялась по пятибальной шкале, подсчитывалось количество баллов, результаты обобщались и фиксировались.

Использовались те же параметры, что и при оценке результатов констатирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента – выявить изменения особенностей восприятия младшими школьниками произведений искусства после проведения группового занятия, формирования первичных представлений о лучших произведениях мировой культуры.

Организация исследования начиналась с обследования детей младшего школьного возраста. Сбор информации осуществлялся по позициям: анкетные данные, анамнез, психомоторное развитие, перенесенные заболевания, данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения, исследование не речевых психических функций, фонетической стороны речи, лексики и грамматического строя импрессивной речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Следующий этап предполагал выделение в экспериментальную группу детей, показатели которых соответствуют норме. Было выделено 18 детей, средний возраст которых составил 7 – 10 лет.

Далее было проведено исследование пассивного и активного словаря детей с целью выявления объема знаний о произведениях художественного творчества.

Анализ обследования словаря показал, что многие понятия имеются в пассивном словаре ребенка, но отсутствуют в активном.

На этапе формирующего эксперимента происходило первичное ознакомление детей с творчеством художников эпохи Возрождения, формирование первичных общих представлений о ней.

Естественно, что для детей 7 – 8-летнего возраста потребовалось время, т.к. само понимание сюжета и знание картины, целостность и избирательность восприятия - достаточно сложные процессы и требуют определенных знаний.

Происходило формирование у детей умения выделять особенности сюжета, дифференцированности восприятия, а также адекватность владения словарем.

Деятельность детей была направлена на вычленение особенностей цвета, формы, величины изображенного. При этом исследователь наблюдал за интенсивностью переживаемых детьми чувств и эмоций.

Подбор репродукций ( четыре репродукции с одинаковым сюжетом) позволял формировать дифференцированное восприятие изображенного разными мастерами, был активно задействован зрительный анализатор.

В ходе проведения формирующего эксперимента происходила организация познавательной деятельности детей.

Успех экспериментов во многом зависел от ряда условий:

репродукции со сходным сюжетом;

репродукции с картин известных мастеров эпохи Возрождения;

изображенное на репродукциях было понятно школьникам;

репродукции имели достаточное количество сравниваемых признаков;

рассматривание репродукций и их описывание школьниками осуществлялось индивидуально;

комната, где происходили эксперименты было хорошо освещено;

школьники не знали, что являются участниками эксперимента;

школьники имели примерно одинаковый уровень психофизиологического развития;

при проведении экспериментов со школьниками исследователь создал благоприятную психологическую атмосферу;

результаты исследования фиксировались после проведения бесед со школьниками;

исследователь помогал детям подобрать слова для описания их впечатлений от изображенного на репродукциях, наиболее точно их сформулировать.

исследователь не препятствовал фантазированию детей, выражению их эмоционального состояния.

Полученные результаты исследования обобщались и интерпретировались.

Несомненно, в наши дни происходит очередная кардинальная смена художественного видения. Культура эпохи Возрождения во многом непонятна современным школьникам, несмотря на то, что многие из них неоднократно бывали в лучших музеях Санкт-Петербурга.

Дети не видят метафоричность и символику произведений, не испытывают эстетического удовольствия от созерцания, опираются лишь на спонтанные эмоциональные переживания. Лишь немногие отметили, что “мадонны красивы”. То есть мы не можем сказать, что рассматривание картин произвело на детей глубокое впечатление, хотя рассказ исследователя об эпохе Возрождения произвел на ребят определенное впечатление.

Художественное сознание детей не развито. Ощущая бесструктурность и невыразимость современной реальности, они достаточно сдержанно реагируют на лучшие образцы мировой культуры.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Особенности формирования гуманных отношений взрослого к ребенку в образовательных программах ДОУ
На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развит ...

Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности
В проблемном обучении процесс учения в определенной мере сближается с исследовательским процессом: самостоятельности мышления учащихся достигает в работе над решением задач все более высокого уровня. Именно благодаря развитию самостоятельности действия путем выполнения разного рода самостоятельных ...

Описание структуры университетского образования
Обращаясь к истории возникновения университета (15,5), можно проанализировать, что ученые, философы и педагоги боролись за сохранение главного назначения университетов – быть эталонами, центрами высокого знания, очагами развития интеллекта и культуры духовного мира человека. Начиная с момента зарож ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru