Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования

Педагогика » Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности » Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования

Страница 2

Оценка результатов формирующего эксперимента также осуществлялась по пятибальной шкале, подсчитывалось количество баллов, результаты обобщались и фиксировались.

Использовались те же параметры, что и при оценке результатов констатирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента – выявить изменения особенностей восприятия младшими школьниками произведений искусства после проведения группового занятия, формирования первичных представлений о лучших произведениях мировой культуры.

Организация исследования начиналась с обследования детей младшего школьного возраста. Сбор информации осуществлялся по позициям: анкетные данные, анамнез, психомоторное развитие, перенесенные заболевания, данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения, исследование не речевых психических функций, фонетической стороны речи, лексики и грамматического строя импрессивной речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Следующий этап предполагал выделение в экспериментальную группу детей, показатели которых соответствуют норме. Было выделено 18 детей, средний возраст которых составил 7 – 10 лет.

Далее было проведено исследование пассивного и активного словаря детей с целью выявления объема знаний о произведениях художественного творчества.

Анализ обследования словаря показал, что многие понятия имеются в пассивном словаре ребенка, но отсутствуют в активном.

На этапе формирующего эксперимента происходило первичное ознакомление детей с творчеством художников эпохи Возрождения, формирование первичных общих представлений о ней.

Естественно, что для детей 7 – 8-летнего возраста потребовалось время, т.к. само понимание сюжета и знание картины, целостность и избирательность восприятия - достаточно сложные процессы и требуют определенных знаний.

Происходило формирование у детей умения выделять особенности сюжета, дифференцированности восприятия, а также адекватность владения словарем.

Деятельность детей была направлена на вычленение особенностей цвета, формы, величины изображенного. При этом исследователь наблюдал за интенсивностью переживаемых детьми чувств и эмоций.

Подбор репродукций ( четыре репродукции с одинаковым сюжетом) позволял формировать дифференцированное восприятие изображенного разными мастерами, был активно задействован зрительный анализатор.

В ходе проведения формирующего эксперимента происходила организация познавательной деятельности детей.

Успех экспериментов во многом зависел от ряда условий:

репродукции со сходным сюжетом;

репродукции с картин известных мастеров эпохи Возрождения;

изображенное на репродукциях было понятно школьникам;

репродукции имели достаточное количество сравниваемых признаков;

рассматривание репродукций и их описывание школьниками осуществлялось индивидуально;

комната, где происходили эксперименты было хорошо освещено;

школьники не знали, что являются участниками эксперимента;

школьники имели примерно одинаковый уровень психофизиологического развития;

при проведении экспериментов со школьниками исследователь создал благоприятную психологическую атмосферу;

результаты исследования фиксировались после проведения бесед со школьниками;

исследователь помогал детям подобрать слова для описания их впечатлений от изображенного на репродукциях, наиболее точно их сформулировать.

исследователь не препятствовал фантазированию детей, выражению их эмоционального состояния.

Полученные результаты исследования обобщались и интерпретировались.

Несомненно, в наши дни происходит очередная кардинальная смена художественного видения. Культура эпохи Возрождения во многом непонятна современным школьникам, несмотря на то, что многие из них неоднократно бывали в лучших музеях Санкт-Петербурга.

Дети не видят метафоричность и символику произведений, не испытывают эстетического удовольствия от созерцания, опираются лишь на спонтанные эмоциональные переживания. Лишь немногие отметили, что “мадонны красивы”. То есть мы не можем сказать, что рассматривание картин произвело на детей глубокое впечатление, хотя рассказ исследователя об эпохе Возрождения произвел на ребят определенное впечатление.

Художественное сознание детей не развито. Ощущая бесструктурность и невыразимость современной реальности, они достаточно сдержанно реагируют на лучшие образцы мировой культуры.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Природа как общечеловеческая ценность
Форум в Рио-де-Жанейро – глобальный взгляд на планету В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде – грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 – 1992 гг.) планеты. Отм ...

Исследование отечественных и зарубежных авторов по проблеме влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника
Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языкового окружения на становление речи, сле ...

Выявление уровня эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Выявленная модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся младших классов к музыке послужила основой для разработки программы экспериментальной работы, рассчитанной на 6 недель, определения методов и условий её организации. Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №60 ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru