Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков

Страница 2

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомации (страх или бред физического недостатка). Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием товарищей. Поскольку наружность - важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям нужно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство. У мальчиков частым источников тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, с которым ассоциируется общая мускулистость. Для мальчика подростка величина и величие - почти синонимы. Много неприятностей доставляв ребятам кожа. Юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и тому подобного. Большое значение имеет также избыточный вес, ожирение. Особенно это важно для девушек.

Восприятие человеком своей внешности (смотрение в зеркало) -начало перехода «пассивной составляющей рефлексии» - восприятие самого себя - в активную ее фазу, создание образа «Я».

Примерно в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о себе как цельной личности. Необходимо отметить, что в этом возрасте происходит формирование ценностных ориентации подростков.

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентации в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования («единицы») морального сознания - основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентации выступает «сверну той» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; «область применения понятия ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности».

Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: «Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу». Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. « . целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Параметры психологического измерения субъективного отношения к природе
Каждое субъективное отношение личности может быть охарактеризовано с помощью целого ряда параметров. Соответственно запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях природы характеризуется тремя параметрами: структурно-содержательным – широтой: в каких именно объектах и явлениях природ ...

Специфика современной семьи
1. Особая роль родительстпва. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. Кон [1988] приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития детско-родительских отношений в истории общества, предложенную А. Ллойд-Демозом. Сточки зрения автора «пси ...

Стратегия и содержание обучения диалогической форме общения
Для организации более эффективного общения учитываются определенные качественные и количественные характеристики учебной группы: ее оптимальный объем (10-12 человек); личностные характеристики (гетерогенность группы); пространственное расположение участников общения (сидя полукругом, лицом друг к д ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru