Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков

Страница 5

Важно подчеркнуть еще раз, что именно в этот период человек начинает в полной мере ощущать свой внутренний мир, его безграничность, иррациональность, эмоциональную активность и моральную конфликтность, свою противопоставленность социальному миру. И это имеет важнейшее значение для формирования его духовности.

В современной педагогической науке воспитание некоторые ученые рассматривают как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами и поведением как целостным процессом. (З.А. Малъкова, Л.Н. Новикова). Также под воспитанием понимают и организацию деятельности подростков как активной формы проявления их отношения (прежде всего нравственных) к окружающему миру (Е.Н. Шуркова). Профессор А.Д. Солдатенков считает: «Воспитание — это, прежде всего, «вбирание» в себя каждой личностью духовно-нравственной культуры родного этноса, его национального духа, бытия. Воспроизводя себя из поколения в поколение (физически и духовно) и беспокоясь о своей вечности бытия в кругу родственных и сопредельных народов, каждая нация заботится о воспитании детей, чтобы они продолжали в веках культурно-исторические традиции отцов, дедов и прадедов» .

Эти и другие концепции теории воспитания воплощаются в практике воспитательной работы общеобразовательных учреждений, предлагая целостную педагогическую систему, где ведущее место занимает процесс духовно-нравственного становления, развития личности, этнический фактор, который мы рассматриваем в данном исследовании.

Духовно-нравственное развитие подростков рассматривается в педагогической литературе как процесс формирования воспитателем у подрастающего поколения высоконравственного сознания, твердых моральных убеждений и навыков нравственного поведения. Под нравственным поведением подростков мы понимаем такие их поступки и действия, в которых проявляется отношение к моральным эталонам, к требованиям нравственного долга, действующим в обществе.

Вопрос о нравственном развитии и становлении личности основывается на теории и морали (этике - где исходными понятиями являются мораль и нравственность).

Термин «нравственность» берет свое начало от слова "нравы". Нравственность - особая форма общественного сознания в виде общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости

2. Нравственное - высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этнических норм как абсолютных требований.

Латинское слово «мораль» (moralis) переводится как нравственный. Нравы — обычаи, приобретающие моральное значение. Таким образом, в лексической интерпретации они совпадают и могут определяться « .правила поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, одна из основных норм идеологии и культуры». (Л.М. Архангельский).

По существу общепризнанно, что мораль зародилась одновременно с появлением сознания как философско-антропологическая категория. Развитие и становление каждого человека происходило под влиянием морали, то есть нравственное воспитание было неизбежным, необходимым как общественная практика, возникла и функционировала объективно, независимо от сознания и желания индивидов.

Нравственное воспитание - особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этнических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практические деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Основные требования к проведению занятий в соответствии с ФГТ
1. Создание четкой программы занятия, направленных на развитие качеств ребенка, определенных в десяти образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литерат ...

Средства и методы социально – нравственного развития дошкольников
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень значима ...

Математическое творчество подростков
Последнее время термин “математическое творчество” все чаще употребляется при попытках описания содержания математического образования в средней ступени школы. Для того, чтобы говорить о детском математическом творчестве, сначала определимся с тем, что мы будем под этим понимать. Согласно этому пон ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru