Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.
Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
Ø в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
Ø как элемент более общей технологии;
Ø в качестве урока или его части (введение, контроль);
Ø как технология внеклассной работы.
Все дидактические игры делятся на три основных вида:
Ø прямого дидактического воздействия, в которых учитель действует совместно с обучаемыми в роли одной из играющих сторон;
Ø опосредованного дидактического воздействия, когда учитель находится в качестве наблюдателя или болельщика;
Ø смешанного дидактического воздействия, когда учитель участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта и консультанта.
Целеполагание и целесообразность игровых технологий в преподавании изобразительного искусства состоит в том что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.
Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.
Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что "в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя".
Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:
· развивающие внимание;
· развивающие глазомер;
· тренирующие наблюдательность;
· развивающие творческие способности;
Информация по теме:
Основные отличия в проведении занятий в детском саду при внедрении ФГТ
Современные педагоги выделяют девять основных различий между установленными ФГТ и прежними правилами: 1) Прежние требования предъявлялись непосредственно к содержанию и методам дошкольного образования, в то время как ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образо ...
Задачи со сказочными персонажами в 4 классе, решаемые с применением метода
пропорций и алгебраического метода
№76. Старичок-лесовичок попросил за себя подежурить в лесу 126 зайчат и 189 белочек. Как только он заснул, 299 зверят разбежались. Сколько всего зверят остались на дежурстве в лесу? Решение Было – (126 + 189) зверят Убежало – 299 зверят Осталось – х зверят. а) арифметический способ решения 1) Вычис ...
Программированное обучение
Программированное обучение - это заранее спланированное и соответственно организованное управление умственной деятельностью студентов в процессе обучения. Особенность обучения в том, что обучающая программа педагогически обоснованна: разработана с расчетом на эффективные средства управления процесс ...