учитель не должен позволить втянуть себя в конфликт, когда возникают сложные ситуации, из которых детям самим нужно найти правильный выход;
учитель относится к каждому с уважением, обращается за помощью: это усиливает у детей веру в собственные силы; постоянно искать пути к сотрудничеству;
Только в работе с властными и мстительными детьми можно применять рекомендованный А.С. Макаренко метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко «взрываются» внутренние предпосылки, вызывающие девиантное поведение ребенка.
Мстительные дети.Цель их нестандартного поведения - месть. Всем и каждому. Эта цель не осознается и обусловливается чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное состояние мстительных детей чаще всего вызвано физическими недостатками (например, заиканием) или депривацией (бедностью, лишенностью). Отсюда стремление сделать больно другим, выдумать недостатки у них для сохранения собственного престижа. Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них, что у них ничего нет и не будет. При невнимательном отношении к ним их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии. Они не понимают дружеского отношения, хотят, чтобы всех одинаково любили, чтобы всем было всего поровну. Канючат оценки, изводят учителей вопросами типа: а почему тому так, а мне так?
Характерные особенности поведения: замкнутый, понурый, заторможенный; нередко с задержкой психического, социального развития;
делает больно другим, когда ему больно; легко отступает от намеченной цели, отказывается от борьбы; болезненно воспринимает свои поражения и неудачи;
имеет плохие привычки, скрытые пороки; любит оставаться наедине со своими переживаниями; уходит от общения; подвержен суицидным настроениям.
Коррекция поведения детей данной группы сложная и длительная. Осуществляя ее, учитель будет: учить чувствовать таких детей полноценными, формировать комплекс полноценности; ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена; хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно; убеждать и показывать, что любит ребенка таким, какой он есть; помогать ребенку находить путь к себе, обретать внутреннее равновесие, спокойствие; чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка; постоянно повторять: «Я не теряю надежды, что у тебя будет все хорошо!».
Разобраться, с чем в каждом конкретном случае имеет дело учитель, поможет классификация отклоняющегося поведения. В ней в единстве представлены причины, цели, состояния, видимые формы аномального поведения. Дети с одинаковыми нарушениями относятся к общим группам коррекции, для которых составляются целенаправленные методики коррекционного воздействия.
Наиболее очевидной является характеристика отклоняющегося поведения по уровням и содержанию. Нарушения - от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, граничащих с серьезными нарушениями - легко различает каждый учитель. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни:
Информация по теме:
Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном
учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...
Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики
В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют ...
Использование моделирования в развитии математических представлений детей
среднего дошкольного возраста
«Большинство современных исследований посвящено изучению возможности развития моделирования и использования модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосылки развития моделирования, использования модели в познании. В этом возрасте происходят из ...