Классификация, формы и уровни отклоняющегося поведения младших школьников

Педагогика » Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников » Классификация, формы и уровни отклоняющегося поведения младших школьников

Страница 3

учитель не должен позволить втянуть себя в конфликт, когда возникают сложные ситуации, из которых детям самим нужно найти правильный выход;

учитель относится к каждому с уважением, обращается за помощью: это усиливает у детей веру в собственные силы; постоянно искать пути к сотрудничеству;

Только в работе с властными и мстительными детьми можно применять рекомендованный А.С. Макаренко метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко «взрываются» внутренние предпосылки, вызывающие девиантное поведение ребенка.

Мстительные дети.Цель их нестандартного поведения - месть. Всем и каждому. Эта цель не осознается и обусловливается чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное состояние мстительных детей чаще всего вызвано физическими недостатками (например, заиканием) или депривацией (бедностью, лишенностью). Отсюда стремление сделать больно другим, выдумать недостатки у них для сохранения собственного престижа. Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них, что у них ничего нет и не будет. При невнимательном отношении к ним их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии. Они не понимают дружеского отношения, хотят, чтобы всех одинаково любили, чтобы всем было всего поровну. Канючат оценки, изводят учителей вопросами типа: а почему тому так, а мне так?

Характерные особенности поведения: замкнутый, понурый, заторможенный; нередко с задержкой психического, социального развития;

делает больно другим, когда ему больно; легко отступает от намеченной цели, отказывается от борьбы; болезненно воспринимает свои поражения и неудачи;

имеет плохие привычки, скрытые пороки; любит оставаться наедине со своими переживаниями; уходит от общения; подвержен суицидным настроениям.

Коррекция поведения детей данной группы сложная и длительная. Осуществляя ее, учитель будет: учить чувствовать таких детей полноценными, формировать комплекс полноценности; ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена; хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно; убеждать и показывать, что любит ребенка таким, какой он есть; помогать ребенку находить путь к себе, обретать внутреннее равновесие, спокойствие; чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка; постоянно повторять: «Я не теряю надежды, что у тебя будет все хорошо!».

Разобраться, с чем в каждом конкретном случае имеет дело учитель, поможет классификация отклоняющегося поведения. В ней в единстве представлены причины, цели, состояния, видимые формы аномального поведения. Дети с одинаковыми нарушениями относятся к общим группам коррекции, для которых составляются целенаправленные методики коррекционного воздействия.

Наиболее очевидной является характеристика отклоняющегося поведения по уровням и содержанию. Нарушения - от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, граничащих с серьезными нарушениями - легко различает каждый учитель. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни:

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Научная основа содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Большое значение придавал природе и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», ч ...

Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...

Создание предметно-развивающей игровой среды и организация развивающих игр
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития, осуществления личностного подхода к детям при обучении. Решение этих задач невозможно без создан ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru