Сексуальная травматизация ребенка может начинаться очень рано – между тремя и шестью годами, то есть гораздо раньше, чем он способен запомнить это. По мере достижением ребенком подросткового возраста возможен переход от прикосновений, несущих оттенок сексуальности, к развернутому оральному, вагинальному или анальному сношению. Ребенок привыкает к повторяющемуся надругательству. Он боится отходить ко сну, может страдать от ночных кошмаров, энуреза, испытывать трудности в общении, иметь поведенческие нарушения. При этом у него преждевременно пробуждается сексуальность. Девочка может стать молчаливой, замкнутой, отстраненной и слезливой, неожиданно отворачивается от родственника, с которым прежде была весела и игрива.
С такими детьми очень трудно вступить в контакт, так как они не хотят ворошить свои тягостные воспоминания, сопряженные с невыносимой душевной болью, и боятся вызвать у окружающих неодобрение, отвержение и отвращение.
Еще такие дети могут отличаться агрессивностью, асоциальностью, неконтролируемым поведением. Они могут иметь большой опыт побегов из дома. Бродяжничая или присоединяясь к делинквентным группам подростков, они часто вовлекаются в злоупотребление алкоголем, наркотиками, занятием проституции.
5. Дети, подвергшиеся физическому насилию
Каждый день по причинам несчастных случаев из-за жестокого обращения с детьми или отсутствие должной заботы о них погибают три ребенка. Более чем в половине всех случаев нанесение детям телесных повреждений они подвергались физическому насилию со стороны своих родителей, причем отцы и матери замешаны в этом примерно одинаково. Среди других лиц, уличенных в жестоком обращении с детьми, число мужчин превышает число женщин в четыре раза. Физическому насилию чаще подвергаются мальчики. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста. Около половины всех случаев, повлекших серьезные телесные повреждения или смерть, приходиться на детей в возрасте до трех лет.
Многие дети, подвергающиеся насилию, воспринимаются родителями как трудные, с задержкой развития или умственной отсталостью, плохие, эгоистичные и не подчиняющиеся дисциплине. Детей с гиперактивностью наиболее часто наказывают физически, особенно если их родители не способны правильно ухаживать за ребенком.
В избиении ребенка обычно виновата женщина, а не мужчина. Один из родителей бывает инициатором применения силы, а другой пассивно мирится с этим. Средний возраст матерей, злоупотребляющих своей властью над детьми, – 26 лет, средний возраст отцов – 30 лет.
В большинстве случаев физические наказания детей имеют место в семьях с низким социально-экономическим статусом.
Физическое насилие – это насильственные и другие умышленные непозволительные человеческие действия, которые причиняют ребенку физическую или душевную боль и страдания, а также наносят ущерб его развитию, здоровью и жизнедеятельности. Последствия физического насилия могут проявляться в различных симптомах. Поведение детей подвергшихся физическому насилию часто сопровождается агрессивными и деструктивными действиями и поступками дома и детском саду. Оно отличается задиристостью, драчливостью, агрессивностью по отношению к сверстникам, братьям и сестрам. Проблема детей связана, с одной стороны, с недостаточным контролем над импульсами, с другой – базируются на идентификации с их родителями, склонными к насилию («идентификация с агрессором»), как основной защите против чувства тревоги и беспомощности. Часто этих детей вовлекают в преступные и антисоциальные действия.
6. Дети, подвергшиеся оскорблениям и унижениям
Пренебрежительное отношение (родительская небрежность, детская запущенность) – это умышленное ограничение биологических потребностей ребенка или создание неблагоприятных условий для их удовлетворения, а также недопустимые человеческие действия, наносящие ущерб развитию и жизнедеятельности ребенка.
Плохое обращение с ребенком существует в контексте межличностных отношений, и эти отношения психологически оскорбительны: манипулятивные, отвергающие или унижающие. Такие психологические травмы могут оказаться не менее серьезными, чем физические страдания ребенка.
Информация по теме:
Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях
интернатного типа
Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психолого-педагогических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в учреждениях данного типа, характерным является то, что у них ...
Активность в
стимулировании учебной деятельности
Работа преподавателя по стимулированию учебной деятельности немыслима без опоры на активность учащихся. В дидактике вопрос о сущности активности учащихся не получил однозначного и общепризнанного решения. Известно, что познавательная активность — важный показатель состояния личности, относящейся к ...
Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения
Во всех развитых странах в настоящее время ставится специальная задача подготовки учащихся к высокоэффективной работе с ПК. Значительные различия в возможностях доступа к ПК, а, следовательно, и овладения им неизбежно приводят к возникновению еще одной, смежной с этой задачи - прогнозирования успеш ...