Методы и приемы работы воспитателя с агрессивными детьми

Педагогика » Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста » Методы и приемы работы воспитателя с агрессивными детьми

Страница 1

Детская агрессия возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах агрессии – непростая задача, и, безусловно, никто не требует от воспитателя точной диагностики и обязательств вылечить ребенка. Это должны делать специалисты. Тем не менее, воспитателю необходимо вовремя обратить внимание на агрессивное поведение ребенка, квалифицировав его, как проявление нервности, исходя из тех фактов, которые доступны в данный момент. А не как дурные привычки своеволие и капризность.

Наблюдения показывают, что не все педагоги ориентируются в этих вопросах. Одни воспитатели занимают примиренческую позицию в отношении с агрессивно-настроенными детьми, считая их неизбежными. Другие, наоборот, объявляют решительную борьбу по искоренению агрессии, используя все меры педагогичного воздействия там, где требуется лечение ребенка. Когда в группе оказываются несколько детей с психоподобным поведением, то они способствуют перевозбуждению группы, развитию в ней нежелательных социально-психологических тенденций в виде противостоящих друг другу подгрупп и контрастного деления на «звезд», изолированных и отвергнутых. Изолированными и отвергнутыми обычно оказываются дети с явно выраженной агрессии, которые пытаются при помощи агрессии утвердить свою позицию среди сверстников. Поэтому не допустить развития негативных тенденций общения в группе, вовремя осадить агрессивных и конфликтно настроенных детей, поддерживать, защитить и воспитать навыки адаптивного поведения у детей – гуманная задача воспитателя.

Трудные условия для работы воспитателя нередко создаются, когда в группах шумно от наличия, по крайней мере, нескольких повышенно возбудимых, гиперактивных и расторможенных детей.

Они часто «не слышат» с первого раза, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на задании. Толкнуть, обидеть, обозвать – это своего рода «норма» поведения у таких детей. Они никогда не испытывают чувства вины. Они легко дают всякого рода обещания, тут же забывая о них, часто веселы, беспечны и неугомонны. Если есть необходимость вмешательства психиатра или невропатолога, но родители отказываются, то необходимо ставить вопрос о правомочности пребывания этих детей в детском учреждении.

Но есть дети с менее выраженной агрессией, этих детей не нужно выделять в какую-либо обособленную группу или подгруппу, как и работать с ними отдельно, поскольку это вызывает предвзятое отношение у большинства сверстников. Также ненужно говорить в группе о цели коррекционных занятий с отдельными детьми: «Дети, сегодня мы поможем Коле избавиться от злости .». Проводится обычное занятие, на котором воспитатель объясняет, что будет делать вся группа, например, рисовать, играть. Вместе со всеми в занятии по желанию участвуют и дети с отклонениями в поведении. Почему именно с их согласия? Потому, что положительная установка на преодоление тех или иных отклонений является критерием успеха любой психотерапевтически ориентированной работы.

Данные, полученные в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением детей в группе, обсуждаются с родителями и становятся основой для составления программы оказания помощи агрессивным детям. Не нужно ее воспринимать, как строго регламентированный план действий на какое-то заранее ограниченное время.

Беседа, как метод воздействия на ребенка

Программа подразумевает, прежде всего, творческий аспект воспитательной работы и имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженной агрессией. При этом не требуется приема медикаментов, которые не окажут какого-либо существенного воздействия на переживания ребенка и его проблемы, приглушив лишь на время их аффективное значение, что вполне устраивает некоторые родителей. Цель программы – помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию, и общению со сверстниками в группе. В первую очередь это переживания, возникшие в результате беспокойства, страха, обиды и неуверенности в общении, неумении постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства, и, наконец переживания по поводу самих переживаний, создающие эффект их болезненности или навязчивости. Понять не всегда проявляемые внешне переживания детей можно только при наличии доверительного контакта с ними. Это нелегкая задача, так как дети, предрасположенные к реакциям, имеют свойства подавлять внешнее выражение переживаний, не раскрывая их иногда и в семье, из-за опасений быть неправильно понятыми или нежелания огорчить и без того расстроенных родителей. Как есть врачебная тайна, так и должна быть своего рода педагогическая тайна, когда воспитатель не использует полученную информацию в ущерб ребенку, не будет ругать перед всеми детьми, стыдить за проявления слабости, беспомощности и подчеркивать необходимость помощи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Позиция учителя в дидактической поисковой модели
Предполагается организация педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития ...

Процес обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области ...

Характеристика семьи как социальной структуры общества
Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Ещё античные мыслители уделяли внимание этой проблеме, но к определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческо ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru