Методы и приемы работы воспитателя с агрессивными детьми

Педагогика » Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста » Методы и приемы работы воспитателя с агрессивными детьми

Страница 2

Умение строить доверительную, психологически ориентированную беседу подразумевает у воспитателя чувство такта, душевную чуткость и искреннее желание помочь детям справиться со своими переживаниями. Беседа понимается как непринужденный разговор на прогулке в стороне от других детей, при самостоятельной игре в группе, когда воспитатель как бы между прочим задает интересующие его вопросы или во время дневного сна, за счет некоторой его отсрочки. Затрачиваемые в беседе темы касаются самочувствия ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и страхов.

Под самочувствием подразумевается, прежде всего, оценка детьми своего настроения и преобладающий характер их переживаний. Следует уточнить не только источники положительных эмоций у детей, но и что мешает им нормально чувствовать себя, чем они недовольны, обеспокоены или обижены. В немалой степени это связано с взаимоотношениями со сверстниками, особенно при неприятии с их стороны.

Составить объективную картину взаимоотношений детей, их позицию в группе удается посредством социометрии – опроса о предпочитаемом и отвергаемом выборе сверстников для совместной игры. Но для этого нужно опросить подобным образом при индивидуальной беседе и всех остальных детей в группе. Тогда будет видно, кто из детей пользуется наибольшим влиянием (как получивший наибольшее число положительных оценок), кто будет просто принятым по среднему их числу, а кто изолированным (по минимуму положительных оценок) или отвергнутым (по максимуму отрицательных оценок). Дети с таким поведением никогда не достигают статуса лидера и тем более «звезды» группы, несмотря на желание. В лучшем случае они находятся на грани ее принятых и изолированных членов. Происходит это потому, что им не хватает жизнерадостности, непосредственности и последовательности в достижении цели. Они слишком болезненно реагируют на возникающие трудности, случайности, непредсказуемые ситуации при общении, не могут постоять за себя и отстоять свое мнение, легко обижаются, излишне нетерпеливы, беспокойны и навязчивы в своем расположении, требуя повышенного к себе внимания и страдая от невозможности добиться так необходимого им признания в группе.

Заключительный раздел беседы целесообразно посвятить выяснению характера его страхов. При попытке спросить ребенка о них в целом ответ, как правило, будет отрицательным, потому, что признаться в страхах при развитом чувстве собственного достоинства – это в чем-то показать свою слабость или раскрыть интимные, скрываемые от окружающих переживания. Вот почему выяснение такого поведения должно быть конкретным. Большое количество агрессии у детей указывает на появление тревожности или неуверенности в себе, а то и на развитие тормозимых черт характера.

Особую тактичность следует проявить в плане семейных отношений, не уточняя прямо их характера, а получая представления о них, интересуясь игрушками ребенка, отношением взрослых к игре дома, к рисованию, самостоятельному времяпровождению, прогулкам по улице и т.д. Особенности семейных отношений хорошо отражаются у девочек в игре «Дочки – матери», у мальчиков – в ответах на вопрос, кем бы они стали в игре «Семья» – мамой, папой или собой. Для старших дошкольников адекватным полу будет выбор отца, но только в том случае, если он не находится с сыном в конфликте. В противном случае мальчик в игре «Семья» становится самим собой или выбирает роль матери, что свидетельствует о развитии у него инфантильных и зависимых тенденций.

Уточнить характер отношений в семье можно в беседе с родителем, приходящим в детский сад, начав разговор с проблем поведения ребенка в саду и постепенно переводя его на проблемы семейных отношений. При заинтересованности родителя, идущего на контакт с воспитателем, несложно составить и общее представление о психологическом климате в семье. Неоценимую помощь в этом могут оказать и родительские собрания, проводимые по определенному плану, с последующим обсуждением затронутых проблем психического развития детей в разные возрастные периоды, адаптации в детском саду, взаимоотношений со сверстниками, поведения в целом и подготовки к школе.

При групповой беседе не следует апеллировать к конкретным проблемам отдельных детей, называть их фамилии, но необходимо отразить их так, чтобы родители сами узнали, о ком идет речь. Поскольку в каждой из бесед намечаются пути решения тех или иных проблем развития и поведения детей, то у родителей появляются желание получить более конкретные рекомендации в отношении личных проблем. Это повышает эффективность последующих индивидуальных собеседований. Здесь важно не впадать в поучающий тон, а разговаривать с родителем на равных, учитывая и его опыт воспитания. Полезно при этом сравнить поведение детей в детском саду и семье. Как уже отмечалось, дети с агрессивным поведением более возбудимы дома и заторможены, робки и неуверенны в детском саду. При нарушениях поведения психопатоподобного круга детей, наоборот «ходят по струнке» в семье, опасаясь усиления наказаний со стороны родителей, но растормаживаются в детском саду, отличаясь повышенной возбудимостью и конфликтностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников младших классов
Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информат ...

Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения
Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап научно технического прогресса. Бурное развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сфе ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru