Пространственная организация также важна для малыша с аутизмом. При этом взрослыми используется режим положительного эмоционального комментирования. Они постоянно объясняют (рассказывают) ребенку, что происходит в данном месте, например: «Здесь мы чистим зубы . здесь обедаем . здесь одеваемся . а здесь мы помашем из окна папе рукой на прощанье .». Это помогает формировать простейшие бытовые стереотипы, которые будут способствовать дальнейшей социально-бытовой адаптации малыша. Использование режима временной и пространственной организации жизни ребенка, многократность повторений не только заранее готовит малыша к происходящим событиям, но и расширяет возможность изменения привычного стереотипа и переключения на другие действия. А значит, позволяет противостоять еще одной проблеме аутичного ребенка — быстрой пресыщаемости и застреваемости на отдельных событиях, страху перед изменением в окружающей действительности, расширяет возможности взаимодействия с малышом.
Ребенок с аутизмом очень чувствителен к сенсорным впечатлениям от окружающей обстановки. Поэтому при взаимодействии с ним следует использовать различные стимулы, способные подтолкнуть малыша к выполнению желаемых действий. Этому может помочь особая настроенность малыша на ритмическую организацию контакта, общения.
Например, ритмично качаясь на качелях, ребенок может послушать сказку или историю из его жизни, заучить небольшое стихотворение; ритмичный узор или орнамент в книге позволит дольше фиксировать внимание на картинке; выполнение привычного ритмичного действия (раскладывание карточек, собирание мозаики) позволяет прослушать фрагмент из детской книги.
Ребенок с аутизмом может с интересом складывать развивающие игрушки, построенные на принципе завершенности формы, например пирамидки, разрезные картинки, матрешки и т. п. Подобные действия успокаивают его, занимают на длительное время. Но, чтобы избежать стереотипизации и механичности выполняемых действий, взрослому необходимо помнить о режиме положительного комментирования и в такие моменты эмоционально говорить о ловкости и умелости малыша, хвалить его. ребенок нарушение эмоциональный речевой
Для повышения эмоционального тонуса ребенка используются игры со светом, водой, мыльными пузырями, мячом и другие, производящие приятное впечатление. Игры подбираются индивидуально, поскольку то, что нравится одному ребенку (например, игры с мыльными пузырями), другого может испугать, спровоцировать агрессию. Так, малышу с тяжелыми проявлениями аутизма может нравиться торможение, кружение или щекотание, поглаживание по рукам, прижимание к взрослому своими руками. При этом взрослому следует стремиться поймать взгляд малыша, повернуть его к себе лицом, поиграть в «прятки» — спрятать свое лицо, а потом неожиданно с улыбкой выглянуть. Постепенно ребенок будет учиться общаться, смотреть в глаза собеседнику, привыкать к тактильным контактам. Организуя подобное взаимодействие, взрослый постоянно помнит о том, что разговаривать с ребенком следует тихо и мало, не стоит быть резким и навязчивым, необходимо соблюдать дистанцию, чтобы не разрушить налаживающееся общение.
Большую проблему составляют страхи ребенка с аутизмом. Они могут быть связаны с особой повышенной чувствительностью и восприятием таких детей. Испытывая страх, дети часто не умеют объяснить его причину. Но, возможно, с возрастом ребенок сможет рассказать о том, что его пугало (например, мягкие игрушки, которые ему предлагали для игры, предметы одежды, обуви). Чтобы смягчить страхи, взрослые организуют специальные игры, в которых подчеркивается безопасность ситуации, подавляются влияния страхов. Страхи необходимо стараться предупреждать, обязательно объясняя ребенку, что сейчас произойдет, предваряя различные события, действия, шумы. Зная об этой особенности ребенка, необходимо тщательно подбирать игрушки, книги, стихи, исключая то, что может его эмоционально травмировать.
Информация по теме:
Особенности психического и физического развития детей с нарушениями
интеллектуального развития
Дети с нарушениями интеллектуального развития характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Так ...
Экспериментальное
исследование методики coциально-нравственнoгo воcпитaния дeтeй cтapшeгo
дoшкoльнoгo вoзрacтa
Oпытнo-экспeриментальная рабoтa пpоводилась в МБДОУ «Рaдугa» города Заинска. В экспeримeнтe учaствовaло 20 детей стaршего дoшкoльногo вoзрaстa. Цeлью кoнстaтиpующего экспeримeнта было изучeниe и раскрытие уровня сформировaнности нрaвственных предстaвлений у дошкольников, а также уметь использовать ...
Рассмотрение технических и дидактических
возможностей и перспектив использования видео в обучении культуре иноязычного
общения
Использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в це ...