Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте

Педагогика » Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте

Страница 5

Следует отметить исключительно важную роль матери в развитии малыша с нарушениями эмоционального развития. Из-за постоянной тревоги и неуверенности в себе он нуждается в подбадривании, подчеркивании своих умений, силы, храбрости. Чем спокойнее, увереннее сама мать, тем легче ей привить ребенку ощущение безопасности окружающего мира, радости от контактов с ним. В общении с ребенком необходимо избегать фиксации на неудачах малыша, не рекомендуется использовать травмирующие слова типа «Ты испугался . У тебя не получилось . Не бойся .». Постоянно отмечаются и подчеркиваются любые его успехи. Вера матери в свое дитя — важное условие позитивного эмоционального развития ребенка.

Беспокоит родителей ребенка с аутизмом на третьем году его жизни и особое специфическое развитие речи, характеризующееся малым запасом слов, уходом от речевого общения, нечеткостью произнесения слов. В этом случае можно использовать следующие приемы стимуляции речевого развития:

· Использование вокализаций (звуков) самого ребенка, которые взрослый повторяет вслед за ним, играет с этими звуками, меняя тембр и высоту их произнесения. Постепенно подобную вокализацию следует наполнять смыслом. Например, ребенок произносит «би», взрослый интерпретирует это как «обидели» или «би-би» — машинка. Малыш может принять предлагаемый вариант и научиться использовать его потом в конкретной ситуации;

· стимуляция речевой активности ребенка, которая осуществляется в

момент наибольшего эмоционального подъема. Например, во время игры с игрушечной собачкой взрослый произносит «ав-ав», при катании ребенка на качелях — «кач-кач» и др. Расширению активного словарного запаса может способствовать произнесение взрослым реплик за ребенка в тот момент, когда малышу чего-либо хочется, например: «Дай мне», «Мама, лови». Регулярное повторение отдельных восклицаний или слов взрослым будет способствовать появлению новых эхолалий в речи ребенка.

Для организации взаимодействия и развития речи предлагаем некоторые коррекционные игры, которые помогут определить направление работы с ребенком.

Ребенку предлагается нарисовать свое настроение. Для этого используется гуашь в баночках. На листе бумаги пальцами ребенок изображает, как он себя чувствует. При этом рисунок может быть бессюжетным, абстрактным. Основная задача — выразить в рисунке свое эмоциональное состояние.

Совместно с малышом взрослый рисует «дождик», «солнышко», «зайчика». Нарисованный предмет обыгрывается: ребенку предлагается «пойти на прогулку», «встретить» этого зайчика или разных людей, игрушечных персонажей, «поговорить с ними». Рисунки, игрушки используются для вовлечения ребенка в контакт. Занятия по такой схеме проводятся несколько раз в день.

Взрослый ставит на стол баночку с мыльной пеной, проверив, чтобы крышка с кольцом для пузырей не была сильно прижата, и привлекает внимание ребенка. Показывает ему, как открыть и снять крышку, удерживая при этом баночку, чтобы не уронить на стол или на пол. Подняв крышку с кольцом вверх, машет ею, чтобы появились мыльные пузыри, вновь окунает кольцо в банку и слегка заворачивает крышку.

Берет руку малыша, помогает ему опять отвинтить крышку, вертит кольцо его же рукой, чтобы появились пузыри. Через несколько секунд закрывает крышку детской рукой, оставляет баночку на столе, а ребенку дается сигнал открыть ее самостоятельно. Затем необходимо показать ребенку предполагаемые движения и, если нужно, направить его руку в соответствующее положение.

Взрослый продолжает выполнять необходимые движения тогда, когда малыш смотрит на него. Эти действия повторяются до тех пор, пока ребенок не откроет крышку без помощи взрослого.

За спинки стульев прикрепляются две ленты так, чтобы они образовали небольшой проход (дорожку). Дорожка может быть выложена с помощью клеенки. В конце дорожки ставится детский стульчик, на

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Деление художественной литературы на роды и виды
Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хо ...

Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...

Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха; - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познав ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru