Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте

Педагогика » Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте

Страница 5

Следует отметить исключительно важную роль матери в развитии малыша с нарушениями эмоционального развития. Из-за постоянной тревоги и неуверенности в себе он нуждается в подбадривании, подчеркивании своих умений, силы, храбрости. Чем спокойнее, увереннее сама мать, тем легче ей привить ребенку ощущение безопасности окружающего мира, радости от контактов с ним. В общении с ребенком необходимо избегать фиксации на неудачах малыша, не рекомендуется использовать травмирующие слова типа «Ты испугался . У тебя не получилось . Не бойся .». Постоянно отмечаются и подчеркиваются любые его успехи. Вера матери в свое дитя — важное условие позитивного эмоционального развития ребенка.

Беспокоит родителей ребенка с аутизмом на третьем году его жизни и особое специфическое развитие речи, характеризующееся малым запасом слов, уходом от речевого общения, нечеткостью произнесения слов. В этом случае можно использовать следующие приемы стимуляции речевого развития:

· Использование вокализаций (звуков) самого ребенка, которые взрослый повторяет вслед за ним, играет с этими звуками, меняя тембр и высоту их произнесения. Постепенно подобную вокализацию следует наполнять смыслом. Например, ребенок произносит «би», взрослый интерпретирует это как «обидели» или «би-би» — машинка. Малыш может принять предлагаемый вариант и научиться использовать его потом в конкретной ситуации;

· стимуляция речевой активности ребенка, которая осуществляется в

момент наибольшего эмоционального подъема. Например, во время игры с игрушечной собачкой взрослый произносит «ав-ав», при катании ребенка на качелях — «кач-кач» и др. Расширению активного словарного запаса может способствовать произнесение взрослым реплик за ребенка в тот момент, когда малышу чего-либо хочется, например: «Дай мне», «Мама, лови». Регулярное повторение отдельных восклицаний или слов взрослым будет способствовать появлению новых эхолалий в речи ребенка.

Для организации взаимодействия и развития речи предлагаем некоторые коррекционные игры, которые помогут определить направление работы с ребенком.

Ребенку предлагается нарисовать свое настроение. Для этого используется гуашь в баночках. На листе бумаги пальцами ребенок изображает, как он себя чувствует. При этом рисунок может быть бессюжетным, абстрактным. Основная задача — выразить в рисунке свое эмоциональное состояние.

Совместно с малышом взрослый рисует «дождик», «солнышко», «зайчика». Нарисованный предмет обыгрывается: ребенку предлагается «пойти на прогулку», «встретить» этого зайчика или разных людей, игрушечных персонажей, «поговорить с ними». Рисунки, игрушки используются для вовлечения ребенка в контакт. Занятия по такой схеме проводятся несколько раз в день.

Взрослый ставит на стол баночку с мыльной пеной, проверив, чтобы крышка с кольцом для пузырей не была сильно прижата, и привлекает внимание ребенка. Показывает ему, как открыть и снять крышку, удерживая при этом баночку, чтобы не уронить на стол или на пол. Подняв крышку с кольцом вверх, машет ею, чтобы появились мыльные пузыри, вновь окунает кольцо в банку и слегка заворачивает крышку.

Берет руку малыша, помогает ему опять отвинтить крышку, вертит кольцо его же рукой, чтобы появились пузыри. Через несколько секунд закрывает крышку детской рукой, оставляет баночку на столе, а ребенку дается сигнал открыть ее самостоятельно. Затем необходимо показать ребенку предполагаемые движения и, если нужно, направить его руку в соответствующее положение.

Взрослый продолжает выполнять необходимые движения тогда, когда малыш смотрит на него. Эти действия повторяются до тех пор, пока ребенок не откроет крышку без помощи взрослого.

За спинки стульев прикрепляются две ленты так, чтобы они образовали небольшой проход (дорожку). Дорожка может быть выложена с помощью клеенки. В конце дорожки ставится детский стульчик, на

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого поведения дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, ...

Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...

Типы семейного воспитания
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru