Содержание дежурств в разных возрастных группах

Педагогика » Дежурства как форма овладения дошкольников трудовыми навыками » Содержание дежурств в разных возрастных группах

Страница 6

В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигали отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д.).

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников можно организовывать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. При этом нужно постоянно доводить до сознания ребенка, что сделанная им работа нужна не только для него, но и для его сверстников, для малышей, для взрослых. Это дает возможность еще раз подчеркнуть общественную значимость труда.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Например, взрослые производят обрезку кустов, а их маленькие помощники подбирают и относят веточки в определенное место; родители сгребают сухие листья, а дети переносят их в кучу и т.п. Или на прогулке педагог обращает внимание воспитанников на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагает очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику ("Вот удивится дядя Вася, когда увидит, как мы ему помогли!"). Дети с удовольствием очищают вместе с воспитателем снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу. Вместе с няней дети могут протирать стульчики, столы, полки.

В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских отношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Но важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше начинает понимать общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.

С этого возраста надо уже приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение прилагать волевое усилие.

Однако педагог должен помнить о том, что нельзя допускать длительного напряжения детей. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к трудовой деятельности. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна превышать 10 мин. Совместным трудом детей и взрослых должен руководить воспитатель. Действовать при этом надо тактично. Например, видя, что похвала родителей чрезмерно стимулирует деятельность ребенка, что тот возбужден, раскраснелся, что у него участилось дыхание, нужно незаметно переключить малыша на игру либо дать ему какое-нибудь индивидуальное поручение, не требующее физического напряжения, например попросить позвать кого-нибудь из сверстников.

Эффективны в этой группе и игровые приемы. Например, к детям приходит кукла Аня и просит помочь сложить на место игрушки, постирать кукольное белье, протереть мебель и т.д.

Педагог побуждает воспитанников активно включаться в те или иные виды труда, разъясняет, почему нужно сделать то-то и то-то. Не следует слишком долго и сердито искать виновника беспорядка, ворчать: "Спрячу все игрушки, если вы их ломаете". Целесообразнее обратиться к детям с просьбой, так как на нее они откликаются охотнее. Одним из действенных приемов остается поощрение ("Посмотрите, как Сережа хорошо убрал игрушки!"). Причем оценивать следует не только трудовые действия, но и умение ребенка правильно, аккуратно обращаться с оборудованием.

С начала года дети дежурят по столовой. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как пока еще ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям. Вначале воспитанников знакомят с порядком хранения пособий.

В первые дни пособия расставляет воспитатель вместе с дежурным, затем дошкольников приучают делать это самостоятельно.

Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. На данном этапе ведущими являются показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребенком. Нужно довести до сознания детей, что дежурство - это обязанность каждого перед всеми. Воспитатель дает объективную оценку труда детей: застенчивого - подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает еще лучше; ребенку, который выполнял работу без старания, можно сказать: "Ты плохо дежурил, не старался, отвлекался" и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Информация по теме:

Определение понятия компетентности
Компетентность в языковом образовании нередко ассоциируется с понятием «коммуникативная компетенция», что лишь частично раскрывает его сущность. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих област ...

Речевое поведение, сущность понятия, особенности речевого поведения дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, ...

Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков
Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Духовная культура представляется тем пласто ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru