Содержание дежурств в разных возрастных группах

Педагогика » Дежурства как форма овладения дошкольников трудовыми навыками » Содержание дежурств в разных возрастных группах

Страница 6

В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигали отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д.).

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников можно организовывать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. При этом нужно постоянно доводить до сознания ребенка, что сделанная им работа нужна не только для него, но и для его сверстников, для малышей, для взрослых. Это дает возможность еще раз подчеркнуть общественную значимость труда.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Например, взрослые производят обрезку кустов, а их маленькие помощники подбирают и относят веточки в определенное место; родители сгребают сухие листья, а дети переносят их в кучу и т.п. Или на прогулке педагог обращает внимание воспитанников на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагает очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику ("Вот удивится дядя Вася, когда увидит, как мы ему помогли!"). Дети с удовольствием очищают вместе с воспитателем снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу. Вместе с няней дети могут протирать стульчики, столы, полки.

В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских отношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Но важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше начинает понимать общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.

С этого возраста надо уже приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение прилагать волевое усилие.

Однако педагог должен помнить о том, что нельзя допускать длительного напряжения детей. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к трудовой деятельности. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна превышать 10 мин. Совместным трудом детей и взрослых должен руководить воспитатель. Действовать при этом надо тактично. Например, видя, что похвала родителей чрезмерно стимулирует деятельность ребенка, что тот возбужден, раскраснелся, что у него участилось дыхание, нужно незаметно переключить малыша на игру либо дать ему какое-нибудь индивидуальное поручение, не требующее физического напряжения, например попросить позвать кого-нибудь из сверстников.

Эффективны в этой группе и игровые приемы. Например, к детям приходит кукла Аня и просит помочь сложить на место игрушки, постирать кукольное белье, протереть мебель и т.д.

Педагог побуждает воспитанников активно включаться в те или иные виды труда, разъясняет, почему нужно сделать то-то и то-то. Не следует слишком долго и сердито искать виновника беспорядка, ворчать: "Спрячу все игрушки, если вы их ломаете". Целесообразнее обратиться к детям с просьбой, так как на нее они откликаются охотнее. Одним из действенных приемов остается поощрение ("Посмотрите, как Сережа хорошо убрал игрушки!"). Причем оценивать следует не только трудовые действия, но и умение ребенка правильно, аккуратно обращаться с оборудованием.

С начала года дети дежурят по столовой. В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как пока еще ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям. Вначале воспитанников знакомят с порядком хранения пособий.

В первые дни пособия расставляет воспитатель вместе с дежурным, затем дошкольников приучают делать это самостоятельно.

Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. На данном этапе ведущими являются показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребенком. Нужно довести до сознания детей, что дежурство - это обязанность каждого перед всеми. Воспитатель дает объективную оценку труда детей: застенчивого - подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает еще лучше; ребенку, который выполнял работу без старания, можно сказать: "Ты плохо дежурил, не старался, отвлекался" и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Информация по теме:

Организация занятий методом круговой тренировки
После ознакомления с упражнениями комплекса, я приступаю к тестированию – определению максимального теста . По команде все занимающееся начинают выполнять 1-е упражнение в быстром темпе. Продолжительность упражнения 30 секунд. Во время перерыва занимающиеся записывают выполненное количество повторе ...

Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...

Содержание понятий "самостоятельная деятельность" и "домашние задания"
Под самостоятельной деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. В нашем случае, мы имеем дело с физкультурной деятельностью, то есть деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида. Всякая деят ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru