Содержание дежурств в разных возрастных группах

Педагогика » Дежурства как форма овладения дошкольников трудовыми навыками » Содержание дежурств в разных возрастных группах

Страница 10

Наряду с коллективной деятельностью дети должны выполнять и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные). Некоторые поручения должны переходить в обязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр.).

Дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду.

К занятиям дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а по окончании убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек, к физкультурным готовят частично оборудование и инвентарь.

В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы.

Дети дежурят по 2 человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда.

Можно организовать дежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой - по подготовке материалов к занятиям, третий - в уголке природы. Когда сидящие за последними столами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется.

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.

Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постоянно напоминает, как нужно себя вести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу. К детям 6-го года жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях можно использовать такие приемы: "Сделай сам, как у меня", "Сделай сам, без меня", "Сделай сам, но по-другому"; "Подумай и сделай как хочешь"; "Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше" и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение ("Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе еще более трудное дело"). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.

Важно помнить, что ребенок - это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.

Труд в природе. В процессе ухода за растениями и животными ребенок узнает, что их рост и развитие зависят не только от наличия объективных условий - солнечного света, тепла, влаги, почвы (для растений), но и ухода, овладевает определенными навыками и умениями.

В этой группе нужно продолжать работу по ознакомлению детей с трудом взрослых по охране природы, выращиванию продовольственных культур и уходу за животными.

Осенью можно провести наблюдения за тем, как люди ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, заделывают дупла, белят деревья известью, окучивают землей молодые плодовые деревья, обвязывают их хвоей для того, чтобы защитить от грызунов.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Информация по теме:

Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования
Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на осн ...

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др. Речевой и наглядный материал для данных упраж ...

Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности в вузе
В данном параграфе рассматриваются психолого-педагогические проблемы дидактической игры, раскрываются аспекты её применения в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности в процессе организации вузовского обучения, характеризуется опыт, накопленный отечественной школой, по п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru