Содержание дежурств в разных возрастных группах

Педагогика » Дежурства как форма овладения дошкольников трудовыми навыками » Содержание дежурств в разных возрастных группах

Страница 9

Например, перед тем как начать уборку помещения (участка), воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть групповую комнату (участок) и определить, что необходимо сделать. Затем совместно с педагогом дети намечают план работы, выбирают бригадиров, которые сами могут подбирать себе бригаду. Каждой бригаде воспитатель помогает составить свой план работы, распределить обязанности. По окончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всей группой. При такой форме организации труда каждый ребенок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей. В старшей группе можно организовывать и "труд рядом". Такая форма организации труда целесообразна в тех случаях, когда воспитателю необходимо научить дошкольников каким-то приемам работы, например, при наведении порядка в шкафах для одежды.

Старшие дети уже сами отличают труд от игры и начинают получать большое моральное удовлетворение от преодоления трудностей, связанных с физическим и умственным трудом. Правда, в трудовой процесс дети еще вносят элементы игры. Например, занимаясь довольно однообразным трудом по уборке листвы на участке, ребенок превращает коробку, привязанную за веревку, в грузовик.

Воспитатель должен поддерживать этот игровой настрой. Детскому труду всегда должны сопутствовать веселая шутка, поговорка, пословица, стихотворение:

Метлу взяла, весь двор подмела.

Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала.

Приходите, поглядите, хоть сориночку найдите!

(Е. Благинина)

В этой группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщения результатов всех участников. Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подводя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребенка.

На данном возрастном этапе детям можно предлагать научить выполнять ту или иную работу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков, малышей. Действенным приемом является также назначение дошкольников поочередно ответственными за общие дела.

В начале года воспитатель помогает детям распределять обязанности, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, а с третьего квартала нужно приучать их делать это самостоятельно.

Бывает целесообразно объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе - с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных - с теми, кто не проявляет особого рвения и интереса к труду.

В руководстве трудовой деятельностью необходим индивидуальный подход. Ребенка, который еще слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то все получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчиненном положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором.

Если у ребенка отсутствуют организаторские навыки, надо чаще обращать его внимание на труд детей, владеющих ими, и выражать уверенность, что у него тоже так получится. Можно поставить его во главе группы детей, хорошо владеющих организаторскими навыками.

Малоактивным, пассивным детям целесообразно на первых порах давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более легких, интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужно включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя равноправными участниками общего труда и получали от него радость.

В старшей группе значительно чаще организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. При участии педагога дошкольники изготавливают атрибуты для игр, принимают участие в оформлении помещения, костюмов к праздникам и т.д. Можно организовать совместный труд школьников и дошкольников по ремонту детских книг, поделке игрушек на новогоднюю елку, подарков мамам к 8 Марта и т.д.

В сельской местности детей приобщают к труду взрослых во время экскурсий в сад, огород, на кролиководческую ферму, в поле, теплицу. При этом необходимо разумно сочетать активность детей и взрослых, заранее продумывать и распределять объем работы для дошкольников, предусматривать эмоциональное общение взрослых и детей, обеспечивать условия для создания радостной трудовой атмосферы.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Информация по теме:

Рассмотрение технических и дидактических возможностей и перспектив использования видео в обучении культуре иноязычного общения
Использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в це ...

Рабочее место мастера
Рабочее место мастера – это определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенной в целях обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательной и организационно-технической функции. Основные требования к организации рабочих мест мастера: удобство, скорость и ка ...

Раздельное и совместное обучение. Плюсы и минусы
Два главных вопроса для родителей, думающих, а куда отдать сына или дочку? 1. Не обделим ли мы наших детей или позволим слишком много социализации, не создадим ли в будущем им проблем в общении с противоположным полом, если в настоящем примем решение отдать их в школу раздельного или совместного об ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru