Выбор методик преподавания иммунологии в школе

Страница 1

Мы считаем, что одним из основных принципов выбора методик обучения является соответствие возрастным особенностям учащихся. На основании этого принципа будет делаться анализ имеющегося опыта и методик преподавания иммунологии.

У учащихся 8-9 классов в 14-15 лет, к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором "совершается отрицание взрослости, которое есть новообразование сознания начала подросткового возраста, именно благодаря ориентации не себя. Итог: я НЕ взрослый. Отсюда поворот к новым задачам". Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989, с. 496-497 остановка задач саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации и возможность учебно-профессиональной деятельности юношеского возраста, в которой осуществляется поиск средств для решения этих задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические поисковые модели обучения являются адекватными потребностям и возможностям подросткового возраста, когда изучается раздел Иммунологии.

Естественнонаучные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению. Учебное познание должно строиться на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения. Основная цель лабораторных работ — формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат. Сущность естественнонаучных знаний следует иллюстрировать материалом об их применении в технике. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученики воспринимают в этом содержании свод информации фактологического характера.

Продуктивные методы обучения иммунологии

На уроке изучения нового материала имеются большие возможности для организации познавательной деятельности учащихся с различными источниками знаний на разных этапах. Она может быть направлена как на воспроизведение полученных из разных источников знаний, так и на их творческое преобразование. Деятельность учащихся направляется на усвоение ими основных понятий, на овладение умениями, на выработку отношений к окружающей действительности.

Проверка знаний может проводиться как на репродуктивном, так и продуктивном уровне. Для организации учебной деятельности школьников в процессе проверки знаний необходимо установить оптимальное сочетание этих видов деятельности. Для этой цели учитель должен от учащихся требовать не только воспроизводить содержание изученного материала, пересказывать его, называть объекты и т.п., но и осуществлять творческую деятельность: сравнивать, делать выводы на основании сравнения, устанавливать взаимосвязи, находить в тексте ответы на вопросы, составлять план своих ответов, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения биологических и медицинских явлений.

В разделе Иммунология для контроля знаний об иммунитете учитель использует проверочные задания, направленные на выявление умений разъяснять суть понятия "инфекционные заболевания", называть и обосновывать способы защиты от них, воспроизводить определение понятия "иммунитет", разъяснять его значение для организма, рассказывать о роли антител и лейкоцитов в защите организма от микробов, ядовитых веществ, чужеродных клеток и тканей, разъяснять значение лечебных сывороток и предупредительных прививок. В нашей работе учителям биологии г. Красноярска, преподающих в старших классах школы была предложена анкета (Приложение 1), которая показала, что большинство (90 %) из них обеспокоены пассивностью учащихся на уроке, а также низким уровнем подготовки по изучаемым темам в разделе Иммунология. Большая часть (80 %) из них хотела бы применять на своих уроках дидактические поисковые модели обучения, но указывают на объективные причины их редкого использования, ссылаясь на дополнительные ресурсы, а именно время, собственные личностные качества и способы ведения уроков и т.п.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru