Для эксперимента с использованием программы изучения иммунологии в школе с помощью дидактических поисковых моделей, было выбрано два класса школы № 41: контрольный и экспериментальный, исходный уровень знаний был относительно одинаковым. В контрольном классе обучение проводилось репродуктивными методами: лекции с приемами популяризации, наглядными методами; с учащимися экспериментального класса были проведены уроки с использованием дидактических поисковых моделей.
Подробное описание уроков приведено в приложении к работе, и может быть использована как методическая разработка.
На первом вводном уроке была применена дидактическая поисковая модель – исследование – основными этапами которой являлись: постановка проблемы, выдвижение исходных предположений, гипотез, их последующая проверка и возвращение к проблеме в ее начальной постановке или переформулирование проблемы. Учащиеся в подгруппах составляли списки проблем и вопросов по иммунологии.
На втором уроке использовалась дидактическая поисковая модель - игра, поскольку его цель была в изучении механизмов иммунитета: учебные игры наряду с задачами иллюстрации, положительной эмоциональной окраски обучения, связанные с усилением используемого в них имитационного моделирования. На третьем заключительном уроке применялась дидактическая поисковая модель – дискуссия; темы для которой предлагались самими учащимися в качестве целенаправленного и упорядоченного обмена идеями, суждениями, мнениями в группе. После изучения всего раздела Иммунологии в обоих классах была проведена стандартная контрольная работа, состоящая из заданий на понимание и воспроизведение материала. Результаты проверки знаний были проанализированы с нескольких сторон. В таблице 1 показана разница в усвоении материала в экспериментальном и контрольном классах.
Таблица 1. Результаты итоговой контрольной работы учащихся контрольного и экспериментального класса
Темы уроков |
Контрольный класс количество учащихся, справившихся с заданиями, % |
Экспериментальный класс, количество учащихся справившихся с заданиями, % |
Основные понятия Иммунологии |
54 |
60 |
Механизмы иммунитета |
40 |
70 |
Роль иммунологии |
72 |
100 |
Кроме того, был сделан анализ уроков выполнения заданий на понимание и воспроизведение материала в контрольном и экспериментальном классе. (Таблица 2)
Таблица 2. Результаты выполнения заданий на воспроизведение и понимание материала учащимися контрольного и экспериментального классов
Исследуемый класс |
Задачи на воспроизведение материала |
Задачи на понимание |
Контрольный |
80 % |
20 % |
Экспериментальный |
90 % |
55 % |
Также мы наблюдали в ходе эксперимента увеличение активности, рост коммуникаций тех учащихся, которые ранее не проявляли, или проявляли в меньшей степени активность на уроках с использованием других методов обучения. Также некоторые учащиеся активно применяли на уроке знания, приобретенные из Интернета, дополнительной литературы, средств массовой информации, и других.
Информация по теме:
«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...
Социальное воспитание как основа социально-культурной
работы
Современная педагогическая наука социальное воспитание рассматривает как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром через достижение жизненного успеха, социальной компетентности, социального самоопределения. Как ...
Особенности применения силовых упражнений в физическом воспитании
школьников
В настоящее время в силовой подготовке юных спортсменов значительное место отводится применению различных атлетических упражнений, главным образом, динамического характера. Так, анализ учебно-методической литературы, программ и т.п. по силовой подготовке за последние 10 лет показал, что в них при п ...