Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Страница 6

Рис. 7. Вышивка в женских бухтарминских рубахах

Из-за внешнего подобия белой бумажной ткани отбеленному холсту, зонтовые рукава сохранили больше традиционных элементов в украшениях, по сравнению с рубахами, сшитыми из цветастых тканей (рис. 7). В них еще выполнялась отделка вышивкой по поликам, вороту, низу рукавов в технике роспись, крест и т.д.

Рубахи со слитными поликами. Рубахи со слитными поликами (бесполиковые), как старинные, существовали в изучаемое время в смертной одежде "полячек" Владимирской, Риддерской волостей Бийского округа, Николаевской волости Барнаульского округа. Рукава в таких рубахах выкраивались из двух полотен холста разной длины: большее, составляющее верхнюю часть рукава и полик, и меньшее, которое шло на нижнюю часть рукава. Они соединялись со станом по утку. Под мышки вставляли небольшие, из белого же холста ластовицы. Часть большего полотна рукава и стан собирали на 1 - 2 нити; ворот завязывали на тесемки, передернутые в дырочки по краям воротника (рис.8).

Рис.8. Женская погребальная рубаха

В конце XIX - начале XX вв. рубахи с кокеткой были широко распространены в южных областях Алтайского округа.

Появление на Алтае женских рубах с плечевыми швами, представляющих собой качественно новую ступень в развитии и совершенствовании кроя одежды, относится к первым десятилетиям XX в. Но еще и в 20 - 30-х гг. здесь бытовали рубахи с плечевыми вытачками, в которые собирали излишки ткани на плечах, не разрезая ее. Прострачивание швов-вытачек являлось, таким образом, еще народным приемом шитья, соблюдавшим требование как можно меньше резать материал. Этот прием резко отличался от принципов шитья городской мещанской одежды, имевшей криволинейную конструкцию и плечевые швы. Следовательно, рубахи с плечевыми вытачками, сохраняя, с одной стороны, связь с прежними конструкциями одежды, с другой - приблизились к покроям с плечевыми швами, так как вытачки способствовали лучшему облеганию в области плечевого пояса (рис. 9).

Рис. 9. Рубахи и кофты с плечевыми швами или швами-вытачками: а – из ситца, б – из желтого сатина; в – из бордового сатина

Это дает основание рассматривать подобные женские рубахи как переходную форму (тип). Распространившиеся плечевые швы-вытачки, а затем и швы вызвали новые изменения в крое - появились выкройные, или вырезные проймы и рукава. В 20 - 30-х гг. XX в. рубахи шились без стана, что означало полный отказ от прежних форм и появление нового вида одежды – кофт.

Во второй половине XIX в. безрукавной одеждой, надевавшейся поверх рубах, у крестьянок Южного Алтая были перемитнита, дубасы, сарафаны, горбачи.

При разработке типологии сарафанов учитывались раскрой и расположение полотен переда и спинки, швов на боках, наличие или отсутствие кошеных полотен-косин или клиньев (клинышек).

Сарафаны без продольного переднего шва (глухие).

Сарафаны туникообразного покроя без дополнительных боковых клиньев (центральное полотно + кошеные полотна).

Сарафаны туникообразного покроя с дополнительными боковыми клиньями (центральное полотно + кошеные полотна + дополнительные клинья).

Сарафаны с цельным, но отдельно выкроенным передним полотном, с отрезными лямками, кошеными полотнами, возможно, с дополнительными боковыми клиньями (переднее полотно + заднее полотно + кошеные полотна + дополнительные клинья).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Информация по теме:

Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр
Применение технологий обучения обеспечивает логическую последовательность постановки и решения педагогических задач на основе выбора содержания, форм, методов и средств обучения, адекватного целям подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. Неслучайно поэтому, внедрение педагогиче ...

Структура федерального компонента государственного стандарта общего образования
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную ...

Воспитательный потенциал семьи
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражаю ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru