Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Особенности и основные характеристики одежды крестьян Южного Алтая

Страница 5

Особенность конструкций этих рубах заключалась в том, что верхняя часть (чехлик) кроилась по утку, для чего полотно холста разрезали посредине, вдоль нити основы. Так как в этом случае ширина чехлика не ограничивалась размерами тканого полотна, то описанные рубахи были очень широкими в подоле (80 и более см) и объемными в плечевой части. На полики отрезали куски, равные ширине целого полотна, которые пришивали к чехлику по его нити основы. Ткань поликов окрашивали в красный цвет. В технике «роспись», «набор» по нитям выполняли вышивки шелковыми или бумажными нитками (рис. 5).

Рис. 5. Женская холщовая рубаха, с. Быструха Владимирской волости

В некоторых просмотренных рубахах полотна чехлика надставлены вверху кусочками кумача. Отметим, что с подобными же надставками - пельками этнограф Н.П. Гринкова столкнулась в Воронежской губернии, где установила их причастность к возрастному делению - такие "знаки" были присущи рубахам молодых женщин. Можно предположить, что и на Алтае кумачевые надставки несли ту же самую символическую нагрузку.

Рубахи с рукавами, в которых уголок срезался с меньшего полотна, бытовали у "полячек" по рекам Убе, Ульбе. До наших дней они хорошо сохранились и у старообрядческого населения б. Бухтарминской волости (г. Зыряновск, сел Снегирево, Тургусун, Богатырев) и др.). Последнее можно объяснить тем, что рассматриваемые рубахи занесены в низовье Бухтармы группами крестьян-убинцев, переселенных туда по указу Колывано-Воскресенского начальства в 1797 г. Вероятно, в этот район были миграции и самовольные.

Срезанный с меньшего полотна рукава уголок помещали внизу у запястья. Вследствие этого передний шов, который соединял большее и меньшее полотна, а также уголок-вставку по нитям основы имел вид продольного соединения, а локтевой - продольно-поперечного с посадкой ткани в районе треугольной вставки. В использовании дополнительного уголка, таким образом, заметен переход от кулевидных рукавов, где прямые срезы комбинировались с поперечными, к кошеным. У запястья рукава обшивали полосками контрастной ткани (пояском), косичкой-плетешком или тем и другим одновременно. Особую нарядность таким рубахам придавали полики, которые подбирали из ярких, порой контрастных по отношению к основной ткани, материалов.

В рубахах с рукавами, где уголок-вставку срезали с большего полотна и использовали практически как продолжение малого, локтевые срезы становились симметричными друг относительно друга, так что не было необходимости припосаживать детали. Указанные особенности кроя обусловили то, что соединение полотен было продольным, от кержацких кошеных рукавов отличала лишь треугольная вставка у запястья (рис. 6).

Рис. 6. Женская рубаха из кумача: а - контурный чертеж; б - деталь-манжета; в - раскладка кроя

Рассматриваемые рубахи характеризовались многими чертами, характерными для кулей. Так, они имели сходные с бытовавшими здесь кулями приемы украшений, шитья: подчеркивание швов разноцветными стежками, окаймление рукавов у запястья плетешками. Высокие воротники составляли в них важную деталь и носились как стойкой, так и перегнутыми. Новым элементом в этих рубахах были группы сборок внизу рукавов, делать которые в старину считалось грешно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Содержание и этапы эмпирического исследования развития словообразования у детей шестого жизни со стертой дизартрией и в норме
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 49 г. Амурска в три этапа: 1) Констатирующий этап; 2) Формирующий этап; 3) Контрольный этап. Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со ...

Экспериментальная деятельность в детских учреждениях
Цель создания экспериментальной модели "детский сад - начальная школа" была достигнута и в основном исчерпана на организационно - управленческом уровне в связи с утверждением Типового положения (2009) об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педаг ...

Роль педагога в развитии креативности старших дошкольников в игре
В данном параграфе мы попытаемся выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у дошкольников в игре. Нам необходимо остановиться на традиционных подходах к рассмотрению данной проблемы. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развити ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru