Необычным был способ соединения рукавов и стана: их края подрубали (подшивочная строчка косым стежком) и, укладывая рядом, скрепляли косыми стежками "через край" (рис. 4).
Рис. 3. Современные туникообразные рубахи: а - повседневная из цветастого ситца; б - погребальная из белого ситца; в - повседневная из ситца и пестряди
Рис. 4. Технологические приемы шитья в рубахах: а, б - швы соединения верха со станом; в - швы соединения полотен стана; г, д - обработка низа стана
В отличие от повседневных, погребальные рубахи всегда старались делать цельными, пропускными. Это было связано с представлением о не желательности поперечных швов в такого рой'" одежде. Инновации наших дней - укладываемые поперек плеча складки-защипы, свидетельствуют о живучести таких поверий.
Поликовые рубахи. Женские рубахи с полисами во второй половине XIX - начале XX вв. были распространены у российских, которые привезли их с собой из России, у старожилок - "полячек", кержачек Южного, Центрального и Юго Алтая. Носили их в комплексе с "лямошными" сарафанами, надевавшимися поверх таких рубах.
Поликовые рубахи "полячки" называли по - наименованию прямоугольных вставок-поляков - рубахами с поляками. Так как кержачки часто называли плечевые вставки ластовками, то указанные рубахи были известны и как рубахи с ластовками или, из-за сборок - борами. Такие вставки вставляли в области плечевого пояса между передними и задними полотнами рубах. Расставленный таким образом ворот присобирали на одну или несколько нитей, в результате чего он приближался к форме и размерам шеи. Поликовые рубахи готовили составными, их верхние части шили из более качественных материалов.
Поляцкие рубахи с пришитыми по основе стана поликами и рукавами из двух-полутора полотен разной длины:
рубахи с рукавами из двух прямых полотен разной длины. Уголки большего из полотен укладываются "кульком";
рубахи с рукавами из полутора полотен разной длины, у меньшего из которых срезается уголок. Уголок при этом помещали вниз рукава;
рубахи с рукавами из полутора полотен, у большего из которых срезан уголок, надставлявший меньшее полотно;
рубахи с рукавами из одного полотна и двух клиньев, срезанных с этого полотна.
Бухтарминские рубахи с поликами, пришитыми по основе или утку стана, и рукавами из полотен одинаковой длины:
рубахи с рукавами из двух прямых полотен одинаковой длины, у одного из которых срезан угол;
рубахи с рукавами из полутора прямых полотен, у каждого из которых срезан угол. Форма рукавов приближается к кошеным.
Старожильческие (кержацкие) рубахи с рукавами из двух кошеных полотен - большого и малого.
Старожильческие и российские рубахи с пришитыми по утку стана поликами и прямыми, сборенными внизу рукавами.
Во второй половине XIX в. рубахи с рукавами из прямых полотен разной длины (кули) бытовали как старинные у "полячек" Владимирской, Риддерской, Ануйской, Бухтарминской и других волостей Южного Алтая. К настоящему времени сохранились в основном праздничные, свадебные экземпляры этих рубах, сшитые из отбеленного холста. Но, по сообщениям информаторов, раньше кули такой конструкции носили и повседневно.
Информация по теме:
Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...
Цель - идеальное предвидение результатов действия
Цель - опережающее отражение событий в сознании человека. Для педагога цель - это цель преподавания. Для ученика цель - это цель учения. Педагогическая цель – это предвидение педагогом и обучающимся (воспитанником) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответств ...
Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического
исследования
Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на осн ...