Формирование умений в процессе обучения истории

Страница 2

Умение нельзя свести только к знанию способа действия или приема. Умение требует реализации в собственной деятельности ученика. Мало действовать лишь по образцу, данному учителем, надо конструировать свою деятельность. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.

У обоих авторов немаловажную роль в процессе формировании умений играют памятки. Памятки – учебные пособия, помогающие в определенной последовательности образно воссоздать исторический факт или раскрыть его внутренние существенные стороны. Памятка представляет собой перечень вопросов и заданий, расчленяющих сложный учебный прием на несколько более простых операций.

Подобные памятки способствуют формированию общеучебных умений школьников, помогают усваивать исторический материал. Конечно, нельзя организовывать изучение истории только на основе памяток – это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результат.

Умение всегда будет сознательным действием, адекватным целям его использования и содержанию учебного исторического материала. Роль познавательных умений в современном процессе обучения истории многолика:

в – первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскрытие их индивидуальности;

во - вторых, познавательные умения – органичная часть содержания, которой обязаны овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений;

в – третьих, познавательные умения – это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому;

в – четвертых, познавательные умения могут выступать и в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания.

В связи с задачей “повышения активности и самостоятельности учащихся в обучении истории” методисты 70 – 80 годов разрабатывали методики: обучение учащихся приемам познавательной деятельности (П.В. Гора), формирование мыслительных умений и развитие речи в 4 - 8 классах (Н.И. Запорожец). С 1980 по 1992г. в усовершенствованные программы по истории обязательным компонентом содержания входили перечни основных умений, а авторы курсовых методических пособий предлагали учителям практические рекомендации (О.И. Бахтина, Г.И. Годер, Г.М. Донскй и др.).

В работе по формированию умений нужно выделить этапы:

Традиционно выделяются такие этапы отработки учебных действий: 1.Создание у учащихся мотивационной основы для формирования умения, т. е. такой ситуации, когда школьник сам захочет осознанно овладевать теми или иными способами учебной деятельности.

2.Изложение знаний о способах учебной деятельности. Это может быть правило или памятка, алгоритм, описывающий последовательность целой совокупности действий. При введении правила действий учитель одновременно сам показывает образец верного его выполнения.

3.Выполнение новых действий учениками с опорой на правило, памятку, под руководством учителя. Этот этап длится, обычно не один урок. И ученики, если затрудняются в выполнении задания, вновь проговаривают то правило, которым следует руководствоваться в своей работе. Правильность их действий анализирует учитель.

4.Самостоятельное выполнение учениками соответствующего задания. От учащихся требуется самоанализ, взаимоанализ (в парах).

5.Перенос умения в новые условия. Умение считается сформированным, если ученик осознанно выполняет все входящие в него действия в любых ситуациях. В соответствии с этими этапами учитель выделяет при планировании опорных занятий тот или иной вид развивающего модуля.

Развивающие модули:

Основные развивающие модули урока

Модуль мотивации овладения умением

Модуль сообщения знаний о способах овладения умением алгоритма действий

Модуль коррекции формирования умения

Модуль показа образца выполнения действия учителем

Модуль показа образца выполнения действия учащимися по образцу

Модуль показа образца выполнения действия учащимися без опоры на образец

Модуль переноса умения в новые условия

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Организация самостоятельной работы в процессе обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...

Логопедическая работа по обучению словообразованию у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
В основу формирующего эксперимента были положены: учет особенностей речевого дефекта каждого ребенка, методические рекомендации Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной . Также были изучены методические рекомендации и планы-конспекты по формированию словообразовательных умений С.Н. Шаховск ...

Виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников младших классов
Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информат ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru