мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.
Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.
Некоторые ученые рассматривают самостоятельную работу как средство развития обобщенных умений, познавательной самостоятельности, творческой активности и социализации личности, связывают её со способностью к самоорганизации (Г.Н. Алова, З.А. Вологодская, А.А. Дикая, М.Е. Дуранов, В.М. Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляудис, В.П. Чихачев и др.).
Многообразие используемых значений обусловлено тем, в термин «самостоятельный» вкладывается разный смысл. В основном данное понятие рассматривают в следующих значениях:
ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;
от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале;
выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.
Чаще всего понятие самостоятельной работы используется в первом значении. Для второго толкования «самостоятельности» важным является то, чтобы учащиеся самостоятельно думали и решали проблемы, при этом не имеет значения, проводится учебная работа во фронтальной или в индивидуальной форме. В третьем смысле выделяют два вида деятельности учащихся: самостоятельную и исполнительную. Самостоятельной является такая работа, которую учащиеся совершают по внутренним побуждениям, осуществляя поиск целей и средств деятельности самостоятельно.
В.М. Рогозинский характеризует самостоятельную работу как планируемую познавательную, организационно и методически направляемую работу учащихся, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата.
Т.А. Ильина определяет самостоятельную работу как особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний. Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Самостоятельная работа наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
В данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной работой учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.
Информация по теме:
Методы решения физических
задач
Метод - это способ познания, исследования явлений. В широком смысле "метод - это способ действия, осуществление определенно деятельности, достижения какого-либо результата, решения задачи. Существует много различных методов решения задач по физики, в данном параграфе будут рассмотрены некоторы ...
Средства
и методы социально – нравственного развития дошкольников
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень значима ...
Роль педагога в развитии креативности старших
дошкольников в игре
В данном параграфе мы попытаемся выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у дошкольников в игре. Нам необходимо остановиться на традиционных подходах к рассмотрению данной проблемы. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развити ...