Владение связной монологической речью — высшее достижение в речевом воспитании детей. Оно вбирает в себя освоение словарного состава, грамматического строя. Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.
Психологи считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.П. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) .
Проблема взаимосвязи речи и мышления всегда находилась в центре внимания психологических исследований (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). И здесь центральным моментом по Выготскому, является «отношение мысли к слову», так как с самых древних времен, исследователи или отождествляли их или полностью разъединяли. Л.С. Выготский анализировал учение Ж. Пиаже, который считал, что речь ребенка раннего возраста эгоцентрична: она не выполняет коммуникативных функций, не служит целям сообщения и ничего не изменяет в деятельности ребенка, а это является симптомом незрелости детского мышления. Позже эгоцентрическая речь свертывается, а затем исчезает. Эти же позиции критиковал Блонский, противопоставляя им свою точку зрения. Выготский показал в своих исследованиях, что на основе эгоцентрической речи, возникает внутренняя речь ребенка, являющаяся основой его мышления.
Т.Н. Ушакова отмечает: «С психологической точки зрения речь — средство общения, включенное в коммуникативный контур и состоящее в передаче смысла».
Среди целей и задач психического развития ребенка большое значение взаимодействию мышления и речи придавал А.В. Запорожец. Приводя примеры исследования речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что только в раннем детстве складывается сложная система речевых связей и отмечал, что «речь, слово лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом, и превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь».
Ф.А. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, обосновал необходимость формирования явлений языковой действительности. Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи детей.
Подчеркивая, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».
Общеизвестны взгляды прогрессивных представителей русской демократической педагогики на роль родного языка в воспитании и становлении ребенка (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский).
Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты. Он считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг учителя — научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза — рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, формирование речи .
Информация по теме:
Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в
современной общеобразовательной школе
Анализ возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков предполагал определение состояния этой проблемы в школьной практике. Нами изучен и обобщен опыт работы многих учителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, ...
Влияние музыки и литературы на человека
В шестом классе рассматриваются проблемы связи музыки с жизнью, с других позиций: если жизнь рождает музыку, то музыка в свою очередь воздействует на человека, на жизнь. Чтобы понять это, надо разъяснить ребятам следующее: музыка сама по себе не может оказать какое – либо воздействие на жизнь, но о ...
Квалификационная характеристика
Квалификация – степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы, включающей теоретические знания и практические навыки, которые должны соответствовать нормам Единого тарифно-квалификационного справочника. Квалификационная характеристика – это нормативный доку ...