Проблема формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе

Педагогика » Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки » Проблема формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе

Страница 3

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить не только умственные способности, но и произношение многих звуков, а значит улучшить формирование речи ребенка.

Многие ученые занимались исследованием влияния развития мелкой моторики на формирование речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для формирования речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Автор пишет: «Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук», и делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул формирования речи детей».

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев, так считает И.Э. Степаненкова.

Развитие мелкой моторики движений руки благотворно влияет на формирование речевых умений ребенка. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН, изучающие деятельность детского мозга, психику детей установили, что уровень формирования речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей, так же была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и фромирование речевых умений, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевые умения находятся в пределах нормы М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми: и там, где формирование речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: влияние движений пальцев и кистей рук на формирование речевых умений детей и всестороннего развития, начиная с самого раннего возраста, было известно еще во II веке до нашей эры, в Китае, на востоке медики издавна использовали массаж рук для активности головного мозга и других систем организма; игры с пальчиками, созданные нашей народной педагогикой так же имеют развивающее, оздоравливающее воздействие. Сегодня это доказали работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, И.Э. Степаненкова, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже и многие другие .

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...

О составлении опорных сигналов при обобщении знаний
Одна из актуальных задач обучения — вовек рациональных путей обобщения учебного материала. Обобщение позволяет выделить главное во все увеличивающемся потоке информации, способствует систематизации знаний, развитию мыслительной деятельности учащихся. Опорный сигнал — это образный план излагаемого м ...

Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость
1. Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru