Рекомендации воспитателям по формированию речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством развития мелкой моторики

Педагогика » Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки » Рекомендации воспитателям по формированию речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством развития мелкой моторики

Страница 4

Экспериментальная работа показала, что формирование речевых умений детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики необходимо и возможно, так как:

·дети 2 — 3 летнего возраста готовы к восприятию материала, способствующего формированию речевых умений посредством работы над мелкой моторикой руки;

— при условии систематической, целенаправленной работы по развитию мелкой моторики дети 2 — 3 летнего возраста приобретут высокий уровень формирования речи;

·развитие мелкой моторики будет эффективно, если отбор содержания специально проводимой работы произведен с учетом возрастных особенностей и потребностей малышей.

Мы надеемся, что предложенный нами комплекс занятий и мер, способствующих развитию мелкой моторики окажет большую помощь педагогам, работающим с детьми раннего возраста.

Таким образом, подводя итоги исследования можно отметить, что формирование речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством развития мелкой моторики в раннем возрасте положительно повлияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также формирования речи.

Раннее детство — это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны .

Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с формированием речевых умений. Данный период детского развития является сенситивным для формирования именно этой психической функции. Формирование речевых умений на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, — не просто количественное накопление словаря, но сложнейший нервно — психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.

На формирование речи оказывает влияние огромное количество факторов. Такие исследователи, как Н.М. Аксарина, А. Валлон, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев, Н.М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на формировании речевых умений ребенка.

Речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации активизирующей речь детей способствует пальчиковая гимнастика — эта специальная психолого — педагогическая задача должна решаться педагогом.

При изучении психолого — педагогической литературы мы пришли к выводу, что гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует формированию речевых умений, творческой деятельности, является важнейшем фактором, стимулирующим речевое формирование ребенка.

Целью нашей работы явилось теоретическое обоснование и исследование уровня сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки.

В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические основы проблемы формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста. Разработкой теоретических и практических вопросов формирования речи малышей раннего возраста занимались такие ученые, как Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Леонтьев и др. Необходимо отметить, что и зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему, наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна и др.

На третьем году жизни происходит формирование понимания речи ребенком, которое является важнейшим приобретением, так как создает возможность использования речи в роли основного средства познания окружающего мира. Для развития собственно активной речи должна возникнуть необходимость возникновения потребности в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать. В основе формирования активной речи лежит овладение звуковой стороны языка и формированием грамматического строя речи, так же происходит формирование способности к выполнению речевых инструкций, которые по настоящему начинают регулировать поведение ребенка, оно же, в свою очередь, определяется не воспринимаемой ситуацией, но словом взрослого.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Анализ результатов диагностики с помощью методики «Несуществующее животное»
«Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, уточнения результатов наблюдения. Поскольку методика проективная, то: Первая ...

Методы и формы обучения в биологии
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения. В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, рабо ...

Рекомендации по использованию компьютерных программ и техника безопасности при работе с ними
Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа. I этап - подготовительный. Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru