·Обеспечить дальнейшее понимание речи окружающих— умение понимать будущее, прошедшее, понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее.
·Совершенствовать активную речь детей — обогащать словарь, учить говорить предложения, пользуясь всеми частями речи, совершенствовать грамматический строй речи, улучшать ее произношение и эмоциональную выразительность.
·Расширять пользование речью — уметь передать словами свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них, расширять поводы речевого общения со взрослыми и детьми.
·Расширять ориентировку в окружающем.
·Развивать способность к обобщению, формировать у детей элементарные представления и понятия о явлениях природы, жизни животных, некоторых доступных пониманию детей явлениях общественной жизни, труде взрослых, времени, числе, пространственных отношениях, назначении предметов.
·Улучшать восприятие речи и слуховое внимание — умение хорошо слушать, что говорит взрослый, прослушать небольшой рассказ, стихотворение, различать звуки.
·Воспитывать навыки культурной речи — говорить негромко, не спеша, совершенствовать произношение.
·Развивать мелкую (тонкую) моторику с помощью проведения пальчиковой гимнастики. При ее выполнении главное — это согласование ритма движений со стихотворным ритмом, а также нужно стараться вовлекать все пальчики, для выполнения упражнения как правой, так и левой рукой.
Для реализации этих рекомендаций воспитателям, прежде всего, необходимо использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, укладывания спать. Необходимо обогащать чувственный опыт детей доступными впечатлениями и правильной организацией их самостоятельной деятельности. Наблюдая совместно с детьми за какими — либо явлениями или действиями взрослых на прогулке, рассматривая картинки, показывая им что — то, разговаривая по поводу их игры, необходимо не только называть отдельные предметы и действия, но объяснять их, устанавливать связь между отдельными фактами, определять свойства и назначение предметов.
Для развития обобщенного значения слов, формирования на основе речи понятий необходимо, одни и те же слова употреблять в различных сочетаниях и ситуациях. Например, вместо шаблонного ежедневно повторяемого предложения «Сейчас будем заниматься» можно сказать: «Сегодня мы будем лепить» или «Несите стулья, надо заниматься», «Сегодня будем заниматься рисованием». Вместо «Ешьте аккуратно» можно сказать: «Надо аккуратно кушать, чтобы фартучек был чистым». Необходимо говорить о том, что малыши могут чувственно воспринять, то есть что видят, что можно показать в натуре, на картинке или на игрушках. В то же время можно и даже нужно говорить с детьми, рассказывать им о таких событиях, которые никогда ранее в таком сочетании не воспринимались, но отдельные элементы которых знакомы детям. Эффективность, использования упражнений пальчиковой гимнастики необходимо проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом.
Таким образом, предложенные нами рекомендации, оказывают влияние на формирование речевых умений детей раннего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки.
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о развитии мелкой моторики рук, влияющем на формирование речевых умений детей. И проблема эта по — прежнему актуальна. Именно поэтому особенно важно на сегодняшний день вести работу по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста.
Анализируя результаты нашей работы, мы пришли к следующим выводам — развитие мелкой моторики является одним из важнейших условий полноценного формирования речи ребенка 2 — 3 летнего возраста.
Главная задача воспитателя ДОУ состоит в том, чтобы создать условия для развития мелкой моторики ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. А также создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Необходима специальная, систематическая работа, способствующая развитию мелкой мускулатуры рук детей, формированию речевых умений, активизации интеллектуальной деятельности. Наиболее продуктивна, на наш взгляд, такая работа будет на занятиях, т. к. именно занятия представляют очень большой объем заданий для развития моторики руки и речевого материала. В процессе систематических занятий происходит полноценное формирование речи детей.
Информация по теме:
Волевые качества личности младшего школьного возраста
Каждый период в жизни и развитии ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойст ...
Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа Р ...
Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений
у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...