Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка

Педагогика » Пространственно–временные представления: исследование и формирование у детей с задержкой психического развития » Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка

Страница 11

Упражнения

1. Педагог предлагает детям иллюстрации времен года и просит ответить на поставленные вопросы:

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в фиолетовых колпачках, другие — в белых веночках. А у других головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

- Какое время года на картинке

- Как одеты люди?

- Какая трава?

- Что в траве?

- Какого цвета цветы?

- Какая это осень: ранняя или поздняя? Как вы догадались?

- Какой дождь идет осенью?

- Какой ветер дует осенью?

- Что срывает ветер с деревьев?

- Куда падают листья?

- Какими остаются деревья?

- Что наступает после осени?

И так т.д. Для запоминания временных последовательностей целесообразно использовать круговые схемы со стрелкой.

2. Игры с мячом:

- игроки ловят мяч только в том случае, когда назван месяц определенного времени года;

- ведущий называет месяц, а игрок, которому бросили мяч, - соответствующее время года;

- игроки должны ловить мяч, только если назван какой-либо месяц, а ведущий может называть еще и времена года, дни недели, части суток.

Здесь же отрабатывается понимание сложных речевых конструкций и возможность их актуализации. Например: «После какого времени суток наступает? », «Перед каким временем суток бывает? » и т.д.

Для успешного запоминания временных последовательностей детям предлагается множество иллюстраций, стихов, загадок, например:

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?

Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает?

Снег на полях, лед на реках, иней сверкает, когда это бывает?

5 этап. Развитие понимания вербальных средств, обозначающих временную последовательность, и ее отражения с помощью устной речи.

Цель: обучение учащихся логике линейного развертывания событий во времени.

Задачи:

- формировать умения устанавливать последовательности знакомых детям видов деятельности в режиме дня;

- знакомить с возрастными изменениями, происходящими с человеком;

- учить последовательно, преобразовывать объект в процессе конструирования и осознавать последовательность своих действий и действий окружающих;

- знакомить с цикличностью явлений в природе;

- устанавливать последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок и развивать понимание причинно-следственных отношений.

Данную работу следует начинать с вычленения детьми временной последовательности на предложенном им для анализа материале, то есть с анализа уже существующего порядка. После дети учатся воспроизводить порядок следования предложенных ранее звеньев. В итоге дети должны научиться самостоятельно, устанавливать последовательность объектов, действий, событий.

Одним из приемов работы может быть анализ временной последовательности с опорой на наглядные символические образы, которыми ребенок может манипулировать. Важно, чтобы каждое звено целого ряда событий воспринималось ребенком не само по себе, а в системе. Для этого необходимо создать модель последовательного ряда событий, где отдельные звенья материализуются в символы и располагаются по порядку. Например, на занятиях физкультурой, ритмикой упражнения делаются детьми в определенном порядке и могут быть изображены схематически на карточках. Для передачи последовательности действий ребенка в конструировании, аппликации на карточках можно изобразить кисточку, ножницы, клей . На занятиях математики дети учатся анализировать последовательность числового ряда. На занятиях по произношению отрабатываются навыки определения временной последовательности звуковых комплексов в процессе звукового анализа слов, что наглядно представляется в виде схем-кружочков, обозначающих звуки речи.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Информация по теме:

Исторический источник: сущность понятия и классификаций в науке
История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов. Особенность исторической науки по сравнению с естественными науками, состоит в том, что конкретные со ...

Обоснование идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики в зарубежных странах
Обращение к проблеме происхождения воспитания нужно обратить к древним пластам культуры. Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека-австралопитека и самых древних людей – архаитропов и ...

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и цел ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru