Понятие имиджа

Страница 2

Американский экономист и социолог К. Болдинг в работе «The Image. Knowledge in Life and Society» рассматривал имидж как ключ к пониманию общества и человеческого поведения и считал важным создать новую науку – науку о конструировании имиджей. Однако его энтузиазм разделяли немногие. Целый ряд исследователей постулировал искусственный характер, манипулятивную сущность данного образования, рассматривая имидж исключительно как средство социального влияния и пропаганды.

Признанный специалист в области психологии социального познания, Г.М. Андреева утверждает: «Имидж – это специфический «образ» воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным объектом существует так называемый разрыв достоверности, поскольку имидж сгущает краски образа .».

Близкой точки зрения придерживается и О.А. Феофанов, который обосновывает, что имидж – это «целенаправленно формируемый образ, способный придавать объекту либо гипертрофированные характеристики отдельных его черт, либо наделять объект характеристиками, не присущими ему, и тем самым вызывать повышенный интерес и позитивное отношение к объекту.

По мысли автора, имидж – это, прежде всего, инструмент пропаганды и рекламы, образ, который «конструируется» и «внедряется в массовое сознание», привязывая к объектам заданные характеристики в зависимости от конкретных целей создающего. Цель имиджа – создавать позитивную установку, которая может выступать в качестве мощного мотивационного стимула».

Таким образом, принципиальным отличием имиджа и социального представления является мотивация к их конструированию. Как отмечает Г.М. Андреева, «социальные представления рождаются в обыденном, повседневном мышлении с целью осмыслить и интерпретировать окружающую человека социальную реальность». Что касается имиджа, то, с точки зрения Е.Б. Перелыгиной, «…работа по созданию или преобразованию имиджа инспирируется желанием создать такой образ, который будет способствовать субъекту-прообразу в достижении успеха, при том что успех понимается широко – и как достижение социально значимых целей, и как разрешение внутренних индивидуально-психологических проблем».

Согласуется с данной интерпретацией имиджа и точка зрения Д.Г. Давыдова. В своем исследовании автор акцентирует внимание на том, что именно целенаправленность является видовой особенностью имиджа: «Целенаправленная деятельность субъекта, осуществляющего создание или коррекцию имиджа, мотивируется несовпадением представлений о том, как должен был бы восприниматься объект, и о том, как он реально воспринимается. Целью такой деятельности является реализация функций имиджа».

Итак, сравнительный анализ функций социального представления и имиджа показывает, что имидж, в отличие от социального представления, является целенаправленной и чаще всего целерационально сконструированной установкой.

Имидж – это динамический социальный процесс коллективного конструирования объекта социальной реальности. Специфика имиджа как социального конструкта в том, что это, с одной стороны, результат стихийных социальных практик, а с другой – целенаправленного воздействия СМК.

Итак, в рамках теории социальных представлений имидж может интерпретироваться как разновидность социального представления, носящая целерациональный характер.

Рассмотрение категории «имидж» в контексте теории социальных представлений позволяет выделить ряд аспектов, указывающих на то, что имидж можно интерпретировать как некую разновидность социального представления, инструмент или, как определяет Г.М. Андреева, «форму» познания социальной действительности .

Во-первых, имидж, как и социальное представление, имеет коммуникативную природу. Во-вторых, имидж, так же как и социальные представления, носит коллективный характер, является феноменом массового, а не индивидуального сознания. В-третьих, имидж, как и социальное представление, напрямую зависит от культурно-исторического контекста, он динамичен: его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании. Признание данного факта позволяет отделить понятие «имидж» от понятия «стереотип». В-четвертых, и имидж, и социальное представление направляют, регулируют поведение индивидов.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, ч ...

Способы проверки домашних заданий
Проверка домашних заданий - это существенный и действующий "канал", связывающий домашнюю работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс. В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий: Фронтальная проверка, так можно проверять несложны ...

Анализ программ по биологии с точки зрения возможностей дидактических поисковых моделей
Организация учебной деятельности школьников зависит от содержания учебного материала, возрастных особенностей и общего уровня подготовки школьников. В связи с поставленными перед школой задачами возрастают требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Анализируя предлагаемые ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru