Технические средства обучения

Страница 2

Видеофрагменты удобны еще в том отношении, что они демонстрируются в нужный момент, не нарушая последовательности изложения материала. Выбор их для того или иного занятия не составляет особого труда. Как правило, по названию видеофрагмента легко определяется его содержание, т. е. в его названии указывается, обсуждению какого вопроса посвящен данный фрагмент. Например: «Диффузия в металлах», «Параметрические колебания», «Сила и деформация» и т. д.

3. Диафильмы — серия фотографических позитивных (цветных или черно-белых) изображений. Кадры в них объединяются общей темой в определенной системе. Как правило, каждый последующий кадр развивает содержание предыдущего. В нем одни кадры раскрывают основные мысли, а другие — развивают их, помогают глубже раскрыть содержание основных кадров.

Диафильмы создают у студентов конкретные представления об изучаемом предмете, явлении, процессе. Проецируемые на экран изображения видны всем, отличаются от обычных таблиц, плакатов четкостью и размерами изображения. Они могут быть применены во всех формах учебных занятий. Методика их применения в основном мало отличается от методики использования обычных таблиц, плакатов. На занятии диапроектор включается в тот момент, когда требуется наглядная демонстрация изучаемых процессов, явлений. Таким образом, с помощью диафильма преподаватель излагает только ту часть материала, которую без диафильма объяснить весьма трудно.

Опыт показывает, что на занятиях могут быть использованы целостные диафильмы и отдельные кадры.

В первом случае лекция от начала до конца сопровождается кадрами диафильма т. е. диафильм составлен таким расчетом, что все основные положения даны в кадpax. Проецируя эти кадры на экран, преподаватель в определенной системе ведет изложение материала. Время от времени он выключает диапроектор, ведет изложение материала другими средствами: словесно, при помощи видео и т. д.

Использование диафильмов дает возможность студентам подробно фиксировать основные положения и лучше запоминать содержание материала. При помощи подобных диафильмов организуются обсуждения решение задач и другие способы активизации мысли тельной деятельности студентов.

В другом случае на занятии используются лишь несколько кадров (в зависимости от содержания материала и наличия кадров, отвечающих задачам изложения темы). И здесь целесообразно сочетание кадров диафильма с другими средствами.

Педагогическая эффективность применения диафильмов зависит от умения преподавателя правильно использовать их на занятиях. Не всегда диафильмы применяются правильно и поэтому не дают должного эффекта. Назовем лишь некоторые ошибки: а) материал на занятии объясняется без диафильма, а в конце отдельно демонстрируется весь диафильм, что требует дополнительного времени на объяснение, так как преподаватель вкратце снова (повторно) объясняет материал; при этом диафильм уже не вызывает особого интереса обучающихся, б) преподаватель ограничивается демонстрацией кадров на экране и краткими, комментариями к ним, не организуется активная работа студентов по сравнению, анализу фактов, сведений, приведенных в кадрах.

Для того, чтобы успешно работать с диафильмом, преподавателю нужно ознакомиться с его содержанием заранее. При этом целесообразно не только просмотреть содержание фильма, а важно продумать основные мысли, вокруг которых следует сосредоточить внимание студентов: комментарии к кадрам, вопросы, задаваемые с целью активизации внимания студентов. Следует продумать способы связи содержания кадров диафильма с другими средствами (натуральные образцы, видеофрагменты и т. д.).

Диафильмы с успехом могут быть использованы при проверке знаний, организации самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях. Такие кадры специально готовятся (отбираются) заранее.

4. Диапозитивы представляют собой фотографическое позитивное изображение (черно-белое или цветное) на прозрачном стекле или пленке. Они удобны тем, что легко приспосабливаются к методике преподавания, логике изложения каждого преподавателя и структуре любого занятия, ибо каждый диапозитив составляет отдельный кадр. В зависимости от содержания, логики изложения преподаватель подбирает нужный кадр и определяет их последовательность. Таким образом, для каждой темы, для каждого занятия можно укомплектовать набор диапозитивов в различных вариантах. Отдельные диапозитивы из одной серии, посвященной одной теме, можно применять при изучении и других тем.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Совместная деятельность воспитателя и детей в зеленой зоне ДОУ
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участн ...

Раздельное и совместное обучение. Плюсы и минусы
Два главных вопроса для родителей, думающих, а куда отдать сына или дочку? 1. Не обделим ли мы наших детей или позволим слишком много социализации, не создадим ли в будущем им проблем в общении с противоположным полом, если в настоящем примем решение отдать их в школу раздельного или совместного об ...

Родительская позиция
Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели ролевого родительского ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru