Технические средства обучения

Страница 2

Видеофрагменты удобны еще в том отношении, что они демонстрируются в нужный момент, не нарушая последовательности изложения материала. Выбор их для того или иного занятия не составляет особого труда. Как правило, по названию видеофрагмента легко определяется его содержание, т. е. в его названии указывается, обсуждению какого вопроса посвящен данный фрагмент. Например: «Диффузия в металлах», «Параметрические колебания», «Сила и деформация» и т. д.

3. Диафильмы — серия фотографических позитивных (цветных или черно-белых) изображений. Кадры в них объединяются общей темой в определенной системе. Как правило, каждый последующий кадр развивает содержание предыдущего. В нем одни кадры раскрывают основные мысли, а другие — развивают их, помогают глубже раскрыть содержание основных кадров.

Диафильмы создают у студентов конкретные представления об изучаемом предмете, явлении, процессе. Проецируемые на экран изображения видны всем, отличаются от обычных таблиц, плакатов четкостью и размерами изображения. Они могут быть применены во всех формах учебных занятий. Методика их применения в основном мало отличается от методики использования обычных таблиц, плакатов. На занятии диапроектор включается в тот момент, когда требуется наглядная демонстрация изучаемых процессов, явлений. Таким образом, с помощью диафильма преподаватель излагает только ту часть материала, которую без диафильма объяснить весьма трудно.

Опыт показывает, что на занятиях могут быть использованы целостные диафильмы и отдельные кадры.

В первом случае лекция от начала до конца сопровождается кадрами диафильма т. е. диафильм составлен таким расчетом, что все основные положения даны в кадpax. Проецируя эти кадры на экран, преподаватель в определенной системе ведет изложение материала. Время от времени он выключает диапроектор, ведет изложение материала другими средствами: словесно, при помощи видео и т. д.

Использование диафильмов дает возможность студентам подробно фиксировать основные положения и лучше запоминать содержание материала. При помощи подобных диафильмов организуются обсуждения решение задач и другие способы активизации мысли тельной деятельности студентов.

В другом случае на занятии используются лишь несколько кадров (в зависимости от содержания материала и наличия кадров, отвечающих задачам изложения темы). И здесь целесообразно сочетание кадров диафильма с другими средствами.

Педагогическая эффективность применения диафильмов зависит от умения преподавателя правильно использовать их на занятиях. Не всегда диафильмы применяются правильно и поэтому не дают должного эффекта. Назовем лишь некоторые ошибки: а) материал на занятии объясняется без диафильма, а в конце отдельно демонстрируется весь диафильм, что требует дополнительного времени на объяснение, так как преподаватель вкратце снова (повторно) объясняет материал; при этом диафильм уже не вызывает особого интереса обучающихся, б) преподаватель ограничивается демонстрацией кадров на экране и краткими, комментариями к ним, не организуется активная работа студентов по сравнению, анализу фактов, сведений, приведенных в кадрах.

Для того, чтобы успешно работать с диафильмом, преподавателю нужно ознакомиться с его содержанием заранее. При этом целесообразно не только просмотреть содержание фильма, а важно продумать основные мысли, вокруг которых следует сосредоточить внимание студентов: комментарии к кадрам, вопросы, задаваемые с целью активизации внимания студентов. Следует продумать способы связи содержания кадров диафильма с другими средствами (натуральные образцы, видеофрагменты и т. д.).

Диафильмы с успехом могут быть использованы при проверке знаний, организации самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях. Такие кадры специально готовятся (отбираются) заранее.

4. Диапозитивы представляют собой фотографическое позитивное изображение (черно-белое или цветное) на прозрачном стекле или пленке. Они удобны тем, что легко приспосабливаются к методике преподавания, логике изложения каждого преподавателя и структуре любого занятия, ибо каждый диапозитив составляет отдельный кадр. В зависимости от содержания, логики изложения преподаватель подбирает нужный кадр и определяет их последовательность. Таким образом, для каждой темы, для каждого занятия можно укомплектовать набор диапозитивов в различных вариантах. Отдельные диапозитивы из одной серии, посвященной одной теме, можно применять при изучении и других тем.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Теоретическое мышление и авторское действие в подростковом возрасте
Описание исторического значения становления и развития подросткового возраста, которое рассматривается в исследованиях К.Н. Поливановой, позволяет нам связать его с университетским образованием. В исследованиях К.Н. Поливановой рассматривался подростковый возраст, и преодоление кризиса. Поливанова ...

Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1
Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся. Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся. Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика представляет собой тест личности, направленный ...

Речевая ситуация. Типы речевых ситуаций
Важным компонентом содержания обучения русскому языку как иностранному (РКИ) является речевое умение, под которым понимают способность выражать и понимать высказывание, основываясь на знаниях и владении навыками использования языковых средств в речи. В процессе изучения иностранного языка особые тр ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru