Технические средства обучения

Страница 3

Методика применения диапозитивов во многом сходна с использованием таблиц, плакатов. Однако по сравнению с ними диапозитив имеет некоторые преимущества: а) на экране дает крупные размеры изображения; б) кадры отличаются яркостью, четкостью, что позволяет всем студентам (сидящим и на последних рядах) получать правильное представление, точную информацию об изучаемом материале;

Диапозитивы можно без особого затруднения изготовить своими силами и широко использовать при объяснении материала, с целью организации самостоятельной работы, контроля знаний. Во многих случаях они применяются в сочетании с другими техническими средствами (натуральными образцами, видеофрагментами, диапозитивами, контролирующими устройствами и т.д.).

Весьма эффективным является замена обычных настенных таблиц, плакатов диапозитивами. Они удобнее для хранения, переноски и дают больше эффекта при демонстрации.

6. Звукозапись, широко применяемая в преподавании языков, с успехом может быть использована в системе других технических средств. Например, прослушивание шума работы машин, механизмов в различных ситуациях и определение по шуму их дефекта или состояния. Так, в медицинских техникумах используются записи шума работы здорового и больного сердца. Студентам таким образом демонстрируется явление, которое не может быть показано обычными средствами.

Кроме вышеназванных, при первом способе могут быть использованы действующие стенды, модели, натуральные образцы лабораторного оборудования.

Здесь названы технические средства, используемые на занятиях. Однако это не значит, что все они применяются на одном занятии и одновременно; с учетом содержания изучаемого материала преподаватель в ход занятия вводит лишь некоторые из них.

Такой способ применения технических средств успешно осуществляется в аудиториях, оборудованных вышеназванными средствами. Подобные аудитории в педагогической печати называются автоматизированными, так как многие процессы включения, выключения, подачи материала выполняются автоматически. Наличие в них различных технических средств, позволяют преподавателю рационально использовать разнообразные средства, демонстрировать процессы, явления в динамике, статике, организовать сопоставление различных объектов, обсуждение различных мнений и взглядов, т. е. активизировать мыслительную деятельность студентов. Эти аудитории позволяют качественно решать многие дидактические, методические вопросы. Опыт показывает, что при отсутствии хорошо оборудованной аудитории даже самые качественные технические средства используются недостаточно эффективно. Так как отрицательно сказываются организационные, технические и методические недостатки: слабая приспособленность аудиторий, отсутствие необходимых технических средств и TV. Поэтому наиболее целесообразным является оборудование всех основных аудиторий, кабинетов, лабораторий необходимыми техническими средствами.

Второй способ. Изучаемый материал на лекции усваивается, в основном, при помощи технических средств. На этих занятиях преподаватель сам не ведет систематического изложения знаний, а организует, направленнуюдеятельность студентов на восприятие материала, изложенного при помощи технических средств.

При этом способе основное время на занятии посвящается просмотру видеофильма, телевизионной передачи. Следует отметить, что данный способ является менее распространенным, так как он сложен в организационном отношении и, кроме того, почти нет учебных видеофильмов, видеозаписей, посвященных систематическому изложению учебных программ.

Традиционное обучение в средне-специальных учебных заведениях сегодня нельзя квалифицировать как прогрессивное. Ведь тут доминирует метод, направленный не на развитие познавательной деятельности студентов их творческой активности, а только на усвоение ими определённой учебной программой суммы знаний, умений, навыков. Этот метод базируется на ассоциативно-рефлекторной психологической теории обучения, которая берёт начало еще в 18 столетии и ориентирована на то, что процесс усвоения осуществляется через ассоциации, упражнения, наглядность в сочетании с монологическим словом преподавателя и индуктивным способом мышления студентов. Позиция студента в процессе такого обучения - крайне пассивная (безличностная), а позиция преподавателя - крайне императивная.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Практические аспекты усвоения знаний и умений
В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном. Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвос ...

Внеурочное направление политологического подхода при изучении обществознания
Здесь следует вести речь об участии школьников в учебно-исследовательской деятельности, т.е. о научных работах учащихся – рефератах. Ежегодно по линии Избиркома в городе объявляется конкурс работ учащихся по вопросам избирательного права и избирательной системы. Старшеклассники школы принимают в не ...

Воспитание как средство формирования личности человека
Основой воспитания (фундаментом фундамента) является воспитательная готовность — особое состояние психофизиологических структур, которое формируется под воздействием внешних и внутренних факторов и предшествует собственно воспитанию и обучению, всякому психическому процессу: ощущению, восприятию, п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru