Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»

Страница 2

Кроме учебника, к каждому блоку курса прилагается диск с электронным пособием, который должен помочь ученикам в изучении и закреплении материала. Рассмотри это приложение для модуля «ОПК»: 1) так же, как и учебник, электронные пособия содержат большое количество иллюстраций. Присутствуют дополнительные тексты и тесты; 2) в основном соответствуя содержанию учебника, электронные пособия, по некоторым тема, предлагают более глубокое изучение урока. Это значит, что если в школе нет соответствующего оборудования, то ученики не получат всей информации; 3) в темах «Человек и бог в православной традиции» и «Православное учение о душе» характер иллюстраций носит критический характер – материальные ценности осуждаются, рассматриваются как бесполезные – так как тело смертно. Использование такого подхода, нам кажется, является нарушением принципов педагогики; 4) в уроке, посвященному «Православной молитве» необходимо провести анализ молитвенных текстов. И хотя знание молитвы само по себе не является нарушением культурологического подхода – анализ текса, разбор его значение в богословской традиции – ставит под сомнение идеологическую нейтральность урока; 5) большая часть заданий направлена на закрепление материала. Как мы считаем, именно по электронным пособиям стоит проводить мониторинг успеваемости – контрольные срезы по нескольким темам.

Переработанное, данное электронное пособие, станет полезным дополнением к модулю «ОПК». Кроме этого, требуется снабдить данными пособиями всех учеников – зачастую, школа не имеет специального оборудования для работы с электронными пособиями, сами же ученики практически всегда имеют доступ к персональному компьютеру. Проблемы, связанные с материальным обеспечением школ отдаленных районов должно решаться на региональном, или федеральном уровне.

В 2010 году вышла последняя версия учебника самостоятельного курса «Основ православной культур», за авторством А. Кураева. Это пособие, пройдя несколько редакций, было предназначено для введения в курс «ОРКиСЭ», но было допущено Министерством образования и науки Российской Федерации только после значительных изменений. Рассматриваемый нами учебник, отпечатанный 22 февраля 2010 года, является неофициальным изданием.

Для краткости, обозначим самостоятельное пособие как «ОПК - 1», а модуль «Основ православной культуры» курса «ОРКиСЭ» обозначим как – «ОПК – 2». Учебное пособие по «ОПК – 2» по объему меньше своего предшественника – 95 странниц (примерно 30 иллюстраций), против 205 (примерно 80 иллюстраций). Хотя оба учебника разделены на 4 и5 классы и содержат по 30 уроков каждый, «ОПК - 1» не имеет уроков, посвященных теме патриотизма, которыми начинается и завершается «ОПК – 2».

Основное отличие учебника «ОПК - 1» - это большой объем информации для каждого урока. Больше исторических примеров – колонка «Это интересно» полнее и чаще встречается, присутствует большое количество художественных текстов, стихов. Многие материалы из учебника «ОПК - 1» были принесены в электронные пособия модуля «ОПК - 2», что позволило сократить объем последнего. Все замечания, приведенные в адрес учебника «ОПК - 2», относятся и к «ОПК - 1».

Отдельно стоит отметить 3 урок (в обоих пособиях) – тема звучит как «Отношения бога и человека в православии» (ОПК - 1) и «Человек и бог в православии» (ОПК - 2). Этот урок начинается с рассказа, в котором мальчик спасает котенка от собаки. На вопросы одноклассников, не было ли ему страшно, он отвечает, что вспомнил о боге и страх отступил. В учебнике «ОПК - 2» рассказ заканчивается на этом ответе, то в учебнике «ОПК - 1» он продолжается – приходят учителя физики и литературы - они утверждают присутствие бога в мире – слова учителя физики: «Творец необходим для создания нашего огромного сложнейшего и прекрасного мира. Я и сам считаю, что Бог дал миру законы природы. А человеку он дал законы добра».

Дальше учитель отвечает на вопрос детей: «А сейчас Бог нас видит? — Пожалуй, да. — Так Бог за нами подглядывает! — Нет! Бог и не скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты — это же не шпионство».

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания. В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой зада ...

Понятие и сущность формирования научного мировоззрения
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, вы ...

Методы и приемы развития памяти младших школьников
Рассмотрим проблему развития памяти, то есть те типичные изменения, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, мнемическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, неп ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru