Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»

Страница 3

Как нам кажется, использование утвердительной формы повествования, апелляция к авторитету учителей и использование школьников в качестве героев является нарушением целей курса. Существование бога, его характеристики – являются делом личной веры каждого. В первой части работы мы пришли к выводу, что под термином «религиозное образование» будем понимать всестороннее культурное развитие личности ученика, не сопровождающееся религиозной и атеистической пропагандой, внешним проявлением мировоззренческой позиции. В Учебник «ОПК - 1» (как и «ОПК - 2») предназначен для преподавания в государственной муниципальной школе, его содержание не должно навязывать какой – либо идеологии – это противоречит законодательству Российской Федерации в области религии и принятому нами определению религиозного образования.

Следующим будет рассмотрен учебник «ОМРК» - «Основы мировых религиозных культур». Пособие дает элементарное представление о возникновении, развитии и особенностях четырех мировых религий. В качестве исторической справки приводится информация о древних верованиях и национальных религиозных традициях. Цель – рассмотреть влияние того или иного учения на культуру различных народов, исповедующих соответствующую религию.

Как нам кажется, название модуля является некорректным – авторы не дают пояснения, что значит «мировая религиозная культура», и в чем заключаются ее «основы». На наш взгляд, обоснованным является использование устоявшегося названия – «история религии», где так же присутствует описание нравственных религиозных принципов и характер влияния религии на культуру соответствующего народа.

Как и в блоке «ОРК», у модуля «ОМРК» можно выделить определенную структуру. В начале несколько тем посвящены описанию связи религии и культуры. Далее рассказывается о появление 4 мировых религиях, их основателях и священных писаний этих религий. Отдельно описывается институт священства, обязанностью которого является сохранение нравственных заповедей, священной истории, таинств. После, раскрываются основные нравственные категории – «добро» и «зло». Положение верующего религиозной системе, его отношение с богом.

Большой раздел, посвященный истории религий в России - расположенный в середине учебника, разделяет блок «ОМРК» на два учебных года. После него рассказывается о религиозных обрядах, паломничестве и праздниках. О заповедях нравственного поведения и добродетельных поступках говорится в конце пособия – тогда как уроки, посвященные добру и злу, расположены в начале учебника.

В отличии от пособия «ОПК», учебник «ОМРК» имеет несколько сдвоенных уроков («Культура и религия», «Возникновение религий», «Священные книги религий мира», «Добро и зло», «История религий в России», «Религиозные ритуалы», «Религия и мораль») – не все явления религиозной культуры удается описать за 40 минут урока. По этому, выделение дополнительного времени на изучение какой-либо темы является необходимым. Как нам кажется, курс «ОРКиСЭ» следует вводить не на полгода (2 четверти), а на целый год – новая, для учеников и учителей, информационная нагрузка стала бы распределена более равномерно, что облегчило бы ее преподавание и усвоение.

Кроме этого, мы отметим, что: 1) порядок расположения религиозных традиций (христианство, иудаизм, ислам, буддизм) нарушает хронологический принцип. В некоторых темах этот порядок меняется («Священные книги религий мира») – не ясно, каким подходом руководствовались авторы при составлении такой последовательности. На наш взгляд, лучше выстроить следующую последовательность: иудаизм – христианство – ислам – это отражает и хронологию их появления и культурную преемственность. О буддизме лучше говорить отдельно – это вторая по древности, из перечисленных, религия, полностью отличающаяся от остальных своим учением и культурой; 2) в теме, посвященной «Культуре и религии» говорится о влиянии и взаимопроникновении религии и культуры – это правильнее, чем говорить, что религия целиком формирует культуру какого – либо общества; 3) урок «Возникновение религии» разделен на две части – в первой рассказывается о древних верованиях и иудаизме. Об остальных трех религиях говорится во второй части. Такое разделение некорректно – ученики могут отождествить иудаизм с атавистическими формами религиозной культуры. Рассказ о древних религиях следует вынести или в отдельное занятие, или рассказывать о них по ходу повествования об основных традициях; 4) тема «Добро и зло» излагается только с библейской позиции – грехопадение, жизнь Адама и Евы на земле. Не уточняется, иудаистское Пятикнижие или христианский Ветхий завет использованы для написания раздела. Скудно представлена концепция добра и зла в других культурах – учителю придется самому искать материал по этим вопросам; 5) присутствует глава, посвященная истории мировых религии в России – в ней рассказывается о разделении христианских церквей, появлении католичества и протестантизма, армянской апостольской церкви. Самый подробный рассказ идет о православии – приводится легенда о выборе религии князем Владимиром. Она используется для демонстрации того, что славяне были знакомы со всеми религиями, изучаемыми в модуле. Отсутствует упоминание о разделении мусульман на суннитов и шиитов, иудеев – по признаку национального разделения (сефарды и ашкенази) и отношения к своей вере (ортодоксы и реформаторы); 6) в темах, посвященным нравственным нормам смешиваются иудаизм и христианство – упоминаются только десять заповедей, не говорится о нагорной проповеди, характерные для иудаизма этические категории не рассматриваются. Семья рассматривается только в русле православной традиции, институт семьи в других религиозных культурах описывается в объеме одного абзаца.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр
Применение технологий обучения обеспечивает логическую последовательность постановки и решения педагогических задач на основе выбора содержания, форм, методов и средств обучения, адекватного целям подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. Неслучайно поэтому, внедрение педагогиче ...

Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...

Динамика речевого развития в дошкольном возрасте
Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики, начинающегося примерно с двух с половиной лет и завершающегося к шести годам. В этот пер ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru