Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»

Страница 4

В блоке «ОМРК» наиболее ярко выражено значение четырех мировых религий для культуры России. Обозначена историческая связь, проводятся сравнения между отношением разных религий к одним и тем же вопросам.

Электронное пособие, прилагаемое к данному учебнику, так же имеет ряд особенностей: 1) во многих тестах, приуроченных к соответствующей теме в учебнике, есть задания, материал для решения которых не рассматривается на уроке. Учитель должен сам готовить информацию по некоторым вопросам и преподавать ее ученика, что бы они могли выполнить тестовые задания. Так как учитель, скорее всего, не является специалистом в области религии, то это может вызвать у него некоторые затруднения; 2) ряд задании и текстов предполагает изучение древних веровании более подробное, чем запланировано программой курса. Для успешного решения тестов необходимо знать имена основателей, священные книги, зоны распространения древних религий; 3) большой объем заданий. Это связанно с необходимостью проверки усвоения знаний по четырем религиозным культурам – из – за этого, в одном тесте речь может идти сразу о нескольких понятиях разных традициях – ученики 4 -5 классов не всегда способны одновременно удерживать внимание на разных предметах; 4) недостаток материала, по какой – либо теме в учебнике компенсируется текстами и иллюстрациями в цифровом пособии. Но здесь снова встает проблема отсутствия оборудования в школе, или возможности обеспечить всех учеников дисками. Содержание учебника должно предоставлять всю необходимую информацию для освоения темы уроков.

Последним мы рассмотрим пособие по «ОСЭ» - «Основам светской этики». Одной из главных особенностей этого учебника является отсутствие коллектива авторов – составителей. Название самого учебного пособия представляется нам неудачным:

– термин «светская этика» не принят в современной философской литературе, точно также как у него нет историко-философской традиции. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos, что означало примерно то же, что ethos в греческом. «Нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

Новейший философский словарь трактует понятие этики следующим образом: 1) на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически - на протяжении всей истории Э. - обоснование той или иной конкретной моральной системы, относящихся к субъектному ряду: добро и зло, справедливость, смысл жизни и т.д.

Ни в одном из приведенных определений нет разделения на религиозную и не религиозную этику – подобная дифференциация, как мы считаем, может носить только умозрительный характер. Но сами нравственные категории и принципы универсальны.

Этические системы различаются, в первую очередь, по способу обоснования морали, но не по ценностному содержанию, обучение которым является целью данного курса. Правильнее было бы назвать этот блок «Этика», «Основы этики» - иначе складывается впечатление, что нравственный человек не религиозен, а религиозный – безнравственен.

В отличии от других, рассмотренных нами пособий, учебник по «ОСЭ» не имеет четкой структуры. На каждом из уроков разбирается от одного, до трех моральных принципов – без какого-либо порядка.

Учебник не может полностью соответствовать целям всего курса – в нем не поднимаются темы этнической и религиозной терпимости и уважения – не получая, при изучении данного модуля, знаний о культуре других народов, ученик может экстраполировать принципы нравственного поведения только на узкий круг людей (семья, друзья, одноклассники).

Кроме этого, учебник имеет ряд других особенностей: 1) отсутствует история этических учений. Трудно получить представление о значении тех, или иных нравственных норм, не имея представления, кто и при каких обстоятельствах их установил; 2) многие категории морали являются неотделимыми друг от друга – их разбиение на разные уроки не позволяет полностью раскрыть каждую из них (темы «Добро и зло», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор» относятся к разным занятиям); 3) в теме «Особенности морали», говорится, что нравственные нормы нигде не записаны – человек должен сам выводить их из окружающего мира, литературных произведений, предметов искусства. Так же, указывается, что законы государств пишутся с опорой на этические правила. Мы можем сказать, что существует множество книг, где записаны правила отношения людей друг к другу (религиозные и философские труды). Законы же принимаются исходя из целесообразности, а не нравственности; 4) не ясно назначение главы «Что значит быть моральным?» - учебное пособия само по себе описывает нравственные нормы и правила, указывает на необходимость их выполнения. К тому же, сама формулировка не корректна, возможно, следовало назвать главу – «Что значит быть нравственным», так как эпитеты «моралист», «читать мораль» часто носят негативную окраску; 5) спорным является, выделение следующих «образцов нравственности в культуре отечества»: воин-защитник, коллективист, труженик. На наш взгляд, целесообразнее было бы рассмотрение в качестве этических образцов таких категорий, как «ученый», «учитель», «врач», «родитель» и т. д. Обратившись к словарям и посмотрев значение слова «коллективист» - мы увидим следующее: Коллективист — это приверженец коллективизма, то есть принципа группового начала в трудовой деятельности, общественной жизни, а также один из принципов коммунистической морали. «Коллективизм» - это элемент идеологии и социальной практики, а не этики, поэтому использование производного от него термина «коллективист» в указанном контексте является проявлением политической ангажированности учебника.; 6) в разделе «семейные праздники» также перечислены государственные и общественные праздничные дни – культура проведения праздников как таковых не рассматривается; 7) вызывает сомнения подбор иллюстраций. Например, для пояснения понятий «воин - защитник» и «патриот» используются только изображения с военной тематикой. Другие, мирные аспекты патриотизма игнорируются. Это формирует у учеников представление о том, что помощь стране можно оказать только единственной форме — военной. Такое представление о патриотизме может привести к социальной дискриминации в обществе («не служил — не патриот»), нежеланию трудиться после годичной службы в армии («я свой долг родине уже отдал»). Но ведь «патриотизм» может проявляться по-разному. Кроме того, многие граждане России призывного возраста не могут служить в армии по медицинским показаниям или выбирают альтернативные формы военной службы, например, по религиозным причинам. Однако это не означает, что перечисленные категории граждан патриотами не являются. Подробный перечень иллюстраций, несоответствующих содержанию и теме урока приведен и проанализирован одним из экспертов курса И. Понкиным.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru