В блоке «ОМРК» наиболее ярко выражено значение четырех мировых религий для культуры России. Обозначена историческая связь, проводятся сравнения между отношением разных религий к одним и тем же вопросам.
Электронное пособие, прилагаемое к данному учебнику, так же имеет ряд особенностей: 1) во многих тестах, приуроченных к соответствующей теме в учебнике, есть задания, материал для решения которых не рассматривается на уроке. Учитель должен сам готовить информацию по некоторым вопросам и преподавать ее ученика, что бы они могли выполнить тестовые задания. Так как учитель, скорее всего, не является специалистом в области религии, то это может вызвать у него некоторые затруднения; 2) ряд задании и текстов предполагает изучение древних веровании более подробное, чем запланировано программой курса. Для успешного решения тестов необходимо знать имена основателей, священные книги, зоны распространения древних религий; 3) большой объем заданий. Это связанно с необходимостью проверки усвоения знаний по четырем религиозным культурам – из – за этого, в одном тесте речь может идти сразу о нескольких понятиях разных традициях – ученики 4 -5 классов не всегда способны одновременно удерживать внимание на разных предметах; 4) недостаток материала, по какой – либо теме в учебнике компенсируется текстами и иллюстрациями в цифровом пособии. Но здесь снова встает проблема отсутствия оборудования в школе, или возможности обеспечить всех учеников дисками. Содержание учебника должно предоставлять всю необходимую информацию для освоения темы уроков.
Последним мы рассмотрим пособие по «ОСЭ» - «Основам светской этики». Одной из главных особенностей этого учебника является отсутствие коллектива авторов – составителей. Название самого учебного пособия представляется нам неудачным:
– термин «светская этика» не принят в современной философской литературе, точно также как у него нет историко-философской традиции. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos, что означало примерно то же, что ethos в греческом. «Нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Новейший философский словарь трактует понятие этики следующим образом: 1) на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически - на протяжении всей истории Э. - обоснование той или иной конкретной моральной системы, относящихся к субъектному ряду: добро и зло, справедливость, смысл жизни и т.д.
Ни в одном из приведенных определений нет разделения на религиозную и не религиозную этику – подобная дифференциация, как мы считаем, может носить только умозрительный характер. Но сами нравственные категории и принципы универсальны.
Этические системы различаются, в первую очередь, по способу обоснования морали, но не по ценностному содержанию, обучение которым является целью данного курса. Правильнее было бы назвать этот блок «Этика», «Основы этики» - иначе складывается впечатление, что нравственный человек не религиозен, а религиозный – безнравственен.
В отличии от других, рассмотренных нами пособий, учебник по «ОСЭ» не имеет четкой структуры. На каждом из уроков разбирается от одного, до трех моральных принципов – без какого-либо порядка.
Учебник не может полностью соответствовать целям всего курса – в нем не поднимаются темы этнической и религиозной терпимости и уважения – не получая, при изучении данного модуля, знаний о культуре других народов, ученик может экстраполировать принципы нравственного поведения только на узкий круг людей (семья, друзья, одноклассники).
Кроме этого, учебник имеет ряд других особенностей: 1) отсутствует история этических учений. Трудно получить представление о значении тех, или иных нравственных норм, не имея представления, кто и при каких обстоятельствах их установил; 2) многие категории морали являются неотделимыми друг от друга – их разбиение на разные уроки не позволяет полностью раскрыть каждую из них (темы «Добро и зло», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор» относятся к разным занятиям); 3) в теме «Особенности морали», говорится, что нравственные нормы нигде не записаны – человек должен сам выводить их из окружающего мира, литературных произведений, предметов искусства. Так же, указывается, что законы государств пишутся с опорой на этические правила. Мы можем сказать, что существует множество книг, где записаны правила отношения людей друг к другу (религиозные и философские труды). Законы же принимаются исходя из целесообразности, а не нравственности; 4) не ясно назначение главы «Что значит быть моральным?» - учебное пособия само по себе описывает нравственные нормы и правила, указывает на необходимость их выполнения. К тому же, сама формулировка не корректна, возможно, следовало назвать главу – «Что значит быть нравственным», так как эпитеты «моралист», «читать мораль» часто носят негативную окраску; 5) спорным является, выделение следующих «образцов нравственности в культуре отечества»: воин-защитник, коллективист, труженик. На наш взгляд, целесообразнее было бы рассмотрение в качестве этических образцов таких категорий, как «ученый», «учитель», «врач», «родитель» и т. д. Обратившись к словарям и посмотрев значение слова «коллективист» - мы увидим следующее: Коллективист — это приверженец коллективизма, то есть принципа группового начала в трудовой деятельности, общественной жизни, а также один из принципов коммунистической морали. «Коллективизм» - это элемент идеологии и социальной практики, а не этики, поэтому использование производного от него термина «коллективист» в указанном контексте является проявлением политической ангажированности учебника.; 6) в разделе «семейные праздники» также перечислены государственные и общественные праздничные дни – культура проведения праздников как таковых не рассматривается; 7) вызывает сомнения подбор иллюстраций. Например, для пояснения понятий «воин - защитник» и «патриот» используются только изображения с военной тематикой. Другие, мирные аспекты патриотизма игнорируются. Это формирует у учеников представление о том, что помощь стране можно оказать только единственной форме — военной. Такое представление о патриотизме может привести к социальной дискриминации в обществе («не служил — не патриот»), нежеланию трудиться после годичной службы в армии («я свой долг родине уже отдал»). Но ведь «патриотизм» может проявляться по-разному. Кроме того, многие граждане России призывного возраста не могут служить в армии по медицинским показаниям или выбирают альтернативные формы военной службы, например, по религиозным причинам. Однако это не означает, что перечисленные категории граждан патриотами не являются. Подробный перечень иллюстраций, несоответствующих содержанию и теме урока приведен и проанализирован одним из экспертов курса И. Понкиным.
Информация по теме:
Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в
образовании детей дошкольного возраста
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, ч ...
Пример использования педагогической оценки в
воспитании поведения дошкольников
В журнале "Справочник старшего воспитателя" (№2, 2009 г) приводится методическая разработка по использованию педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников. Педагоги-воспитатели разработали специальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальный образец дейс ...
Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном
учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...