Отметим некоторые особенности электронного пособия по блоку «ОСЭ»: 1) однообразные задания. В тестах разных тем вопросы повторяются; 2) в некоторых темах присутствует категория «святые имена» - приводится биография философов, ученых современности. Неясно, почему так назван раздел – «святость» - атрибут религиозной культуры; 3) так же, как и в предыдущих пособиях, есть задания, информации по которым нет в учебнике - ученики не смогут полноценно подготовиться к их выполнению; 4) вместо некоторых исторических фактов приведены мифы (обычаи праздников объясняются в духе сказок и легенд, а не реальных исторических событий).
Первый и последний уроки каждого модуля – «Россия – наша родина» и «Любовь и уважение к отечеству» - абсолютно одинаковы для каждого учебника. В некоторых школа эти уроки проводились одновременно для всех учеников. Но в большинстве случаев, для каждой группы учащихся они проводились отдельно. Несмотря на цель - объединить все блоки общей патриотической идеей – это не возможно без перекрестного рассмотрения всех религиозных культур, представленных курсом, их вклада в историю нашей страны.
Оформление учебных пособий делает их менее информативными. Широкие поля, большое количество иллюстраций и крупный шрифт делают невозможным размещению в учебниках необходимого материала. Следует увеличить число страниц, либо изменить оформление. Переплет сделать твердым – это снизит износ учебников.
Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», мы пришли к следующим выводам:
1) предложенные учебные пособия не отвечают требованиям идеологической нейтральности и культурологической нагрузки. Кроме религиозной апологетики, которая просматривается в некоторых уроках блока «ОПК», блок «ОСЭ» чрезмерно политизирован – упор на милитаристское понимание патриотизма, гражданского долга. Информативность блока «ОМРК» неравномерна – приоритет авраамических религий, особенно христианства.
2) не соответствие содержание учебных и электронных пособий. Разница в предоставляемой информации не позволяет полностью освоить тему урока. Невозможность использовать оба пособия во время урока часто связана с недостаточной материальной обеспеченностью школы.
3) слабо представлена связь изучаемых религиозных традиций и истории России. Так же, в текстах самих учебников отсутствуют параллели между этическими категориями различных религиозных культур. Это было бы полезно для лучшего понимания нравственных принципов, которым должны учить данные пособия.
4) изменение характера подачи материала и оформления пособий необходимы для улучшения педагогического и методического эффекта курса. В нынешнем виде преподавание курса требует большой дополнительной работы со стороны учителя, который не всегда является компетентным в вопросах религиозного образования, несмотря на проводящиеся курсы повышения квалификации.
Информация по теме:
Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника
Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности. Если учитель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, ...
Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у
детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...
Внедрение идеи соединения обучения с
производительным трудом в современной школе Казахстана
В 50-е годы Коммунистическая партия и Советское правительство страны обращаются к проблеме трудового обучения в общеобразовательных школах. XIX съезд КПСС указал на необходимость развития работы по политехническому образованию и трудовому воспитанию учащихся. В учебный план средней школы с 1934 год ...