На рисунках 5 и 6 отображены в процентах доли различных установок личности в отношении природы. Так, в обоих группах (контрольной и экспериментальной) наблюдается рост этической (природоохранной) установки, что может быть обусловлено особенностями возраста. А в экспериментальной группе к тому же наблюдается значительный прирост когнитивной установки и в два раза уменьшается установка прагматическая.
На рисунке 9 отображена представленность рисунков природной тематики среди рисунков детей на свободную тему. Она отражает значимость природных объектов в субъективных представлениях личности. Из гистограммы видно, что в экспериментальной группе наблюдается увеличение доли рисунков на тему природы почти в два раза. Это может служить показателем роста у детей широты субъективного отношения к природе.
Результаты диагностики субъективного отношения к природе в группе детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования представлены в виде гистограмм на рисунках 3, 4, 7, 8 и 10.
В показателях интенсивности субъективного отношения к природе здесь наблюдается особый рост практического и когнитивного компонентов, что также соответствует особенностям данного возраста, но в экспериментальной группе он более значителен. К тому же в этой группе наблюдается значительное увеличение поступочного компонента, что является характерной чертой высокой интенсивности субъективного отношения к природе. Также можно отметить, что у экспериментальной группы в конце года значительно повысился показатель интенсивности субъективного отношения к природе: от 49 до 65 , что соответствует повышению интенсивности субъективного отношения к природе со среднего до высокого уровня, тогда как у контрольной группы этот показатель хоть и подрос, но остался на среднем уровне.
Из рисунков 7 и 8 мы видим, что доля установок в отношении природы у контрольной группы почти не изменилась, тогда как у экспериментальной наблюдается значительный рост когнитивных, эстетических и этических установок, а доля прагматической установки упала до нулевой отметки.
На рисунке 10 мы наблюдаем огромный скачок представленности природы в детских рисунках, особенно в экспериментальной группе.
В ходе проделанной работы была проанализирована литература по экологическому образованию, экологической педагогике и психологии, формированию экологического сознания и субъективного отношения к природе. В результате были выделены ведущие параметры этой категории (широта, интенсивность, модальность, устойчивость, осознанность и др.), были рассмотрены особенности становления субъективного отношения к природе в процессе онтогенеза в период с дошкольного до младшего подросткового возраста и исследованы механизмы формирования этого феномена в контексте совершенствования личностных новообразований.
Исходя из этого были выделены принципы организации взаимодействия с миром природы, которые легли в основу авторской образовательной программы.
Была разработана и апробирована авторская программа для занятий в уголке живой природы детского экологического клуба «Журавленок» Свердловского района г. Красноярска.
В течении учебного года была проведена диагностика субъективного отношения к природе в группах детей разного возраста. Результаты этой диагностики позволяю нам заключить, что занятия в уголке живой природы действительно способствуют
развитию и формированию субъективного отношения к природе у
Информация по теме:
Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое
поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...
Содержание, методы, приемы формирования отношения к семье как биосоциальной
структуре общества у младших дошкольников
Анализ образовательных программ по обучению и воспитанию дошкольников позволил определить задачи формирования отношения к семье как биосоциальной структуре общества у младших дошкольников, а также выявить уровни сформированности любви как общечеловеческой ценности. Для формирования отношения к семь ...
Характеристика атлетической гимнастики
Атлетизм (культуризм)- это система физических упражнений, главным образом, с отягощением, которая основывается на научных знаниях анатомии, физиологии, основ питания, а также техники и методики выполнения силовых упражнений. Среди многообразных средств и методов физического воспитания занятия с тяж ...