Анализ целей и задач в физическом воспитании дошкольников

Страница 1

Цель физического воспитания вытекает из основной цели воспитания, 'отражая при этом специфические особенности физкультурной деятельности. На современном этапе, в отличие от эпохи строительства коммунизма, нет единого подхода к определению цели физического воспитания дошкольников. Каждый исследователь формулирует и понимает ее по-своему, иначе, чем прежде, на что справедливо указывает С.Б.Шарманова. Поэтому остановимся на трактовке Э.Я.Степаненковой, отмечающей, что целью физического воспитания дошкольников считается формирование здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка.

Надо отметить, что часто понимание гармоничного развития в процессе физического воспитания сводится к сочетанию между собой воспитания физических качеств, двигательных умений и функциональных способностей (69), что, на наш взгляд, является неправомерным, т.к. противоречит основной цели воспитания, предполагающей также умственное, нравственное, эстетическое развитие.

Цель физического воспитания конкретизируется в задачах (таблица 2), под которыми понимаются конкретные цели деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся. Задачи предусматривают систему требований, выполнение которых должно способствовать достижению поставленной цели. Матвеев Л.П. выделяет две группы задач, решаемых в процессе физического воспитания: специфические и общепедагогические.

К специфическим относятся:

1)задачи по оптимизации физического развития человека, совершенствованию двигательных способностей и физических качеств, а так же упрочению многолетнего сохранения здоровья;

2)образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Общепедагогические задачи предусматривают: формирование личности; воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей.

Рассмотрим наиболее распространённые в дошкольном физическом воспитании классификации, где традиционно выделяют три группы решаемых задач: оздоровительные, воспитательные и образовательные.

Оздоровительные задачи предусматривают охрану и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. Помимо этого, по мнению Глазыриной Л.Д., они должны обеспечивать развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии.

Воспитательные задачи направлены на формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств, чем, по мнению ряда авторов и обеспечивается разностороннее, гармоничное развитие ребёнка - умственное, трудовое, нравственное, эстетическое.

Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своём организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Таблица 1

Анализ постановки задач физического воспитания различными авторами

Матвеев А.П.

Хухлаева Г.В.

Ефименко Н.Н.

I. Специфические задачи

1 Оптимизация физического развития человека,

совершенствование двигательных способностей и физических качеств, а так же упрочение многолетнего сохранения здоровья

Охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.

1. Оздоровительные

Предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии и здоровье; повышение общей жизнестойкости детей

2)образовательные задачи,

предусматривающие системное формирование необходимого в жизни

индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний

II. Образовательные

Формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение

элементарных знаний о своём организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья

2. Развивающие

Развитие необходимых двигательных качеств

3.Обучающие

Содействие естественному формированию основных движений и организация условий для их совершенствования

Н.Общепедагогические

формирование личности, воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей

Ш.Воспитательные

Формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.

4. Воспитательные

Воспитание личностных качеств

5. Образовательные

Ознакомление детей с основами Мироздания

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников (далее – требования) – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего ...

Определение понятия компетентности
Компетентность в языковом образовании нередко ассоциируется с понятием «коммуникативная компетенция», что лишь частично раскрывает его сущность. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих област ...

Использование педагогической оценки в воспитании
Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru