Цель физического воспитания вытекает из основной цели воспитания, 'отражая при этом специфические особенности физкультурной деятельности. На современном этапе, в отличие от эпохи строительства коммунизма, нет единого подхода к определению цели физического воспитания дошкольников. Каждый исследователь формулирует и понимает ее по-своему, иначе, чем прежде, на что справедливо указывает С.Б.Шарманова. Поэтому остановимся на трактовке Э.Я.Степаненковой, отмечающей, что целью физического воспитания дошкольников считается формирование здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка.
Надо отметить, что часто понимание гармоничного развития в процессе физического воспитания сводится к сочетанию между собой воспитания физических качеств, двигательных умений и функциональных способностей (69), что, на наш взгляд, является неправомерным, т.к. противоречит основной цели воспитания, предполагающей также умственное, нравственное, эстетическое развитие.
Цель физического воспитания конкретизируется в задачах (таблица 2), под которыми понимаются конкретные цели деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся. Задачи предусматривают систему требований, выполнение которых должно способствовать достижению поставленной цели. Матвеев Л.П. выделяет две группы задач, решаемых в процессе физического воспитания: специфические и общепедагогические.
К специфическим относятся:
1)задачи по оптимизации физического развития человека, совершенствованию двигательных способностей и физических качеств, а так же упрочению многолетнего сохранения здоровья;
2)образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Общепедагогические задачи предусматривают: формирование личности; воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей.
Рассмотрим наиболее распространённые в дошкольном физическом воспитании классификации, где традиционно выделяют три группы решаемых задач: оздоровительные, воспитательные и образовательные.
Оздоровительные задачи предусматривают охрану и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. Помимо этого, по мнению Глазыриной Л.Д., они должны обеспечивать развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии.
Воспитательные задачи направлены на формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств, чем, по мнению ряда авторов и обеспечивается разностороннее, гармоничное развитие ребёнка - умственное, трудовое, нравственное, эстетическое.
Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своём организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
Таблица 1
Анализ постановки задач физического воспитания различными авторами
Матвеев А.П. |
Хухлаева Г.В. |
Ефименко Н.Н. | |||
I. Специфические задачи |
1 Оптимизация физического развития человека, совершенствование двигательных способностей и физических качеств, а так же упрочение многолетнего сохранения здоровья |
Охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. |
1. Оздоровительные |
Предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии и здоровье; повышение общей жизнестойкости детей | |
2)образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний |
II. Образовательные |
Формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своём организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья |
2. Развивающие |
Развитие необходимых двигательных качеств | |
3.Обучающие |
Содействие естественному формированию основных движений и организация условий для их совершенствования | ||||
Н.Общепедагогические |
формирование личности, воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей |
Ш.Воспитательные |
Формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств. |
4. Воспитательные |
Воспитание личностных качеств |
5. Образовательные |
Ознакомление детей с основами Мироздания |
Информация по теме:
Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»
Рассмотрев изменения, которым, в целях реализации новой учебной дисциплины, подверглась образовательная и правовая база Красноярского края, мы перейдём к анализу самих модулей курса «ОРКиСЭ». Мы проведем анализ на соответствие между заявленными целями курса и реального содержания предложенных пособ ...
Выбор методов обучения – важное условие проведения урока
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это самый подвижный, самый динамичный, компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. И. П. Подласый дает такое определение методам обучения: «…Ме ...
Виды моделей
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее в ...