Условия успешного влияния дидактических игр на развитие профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства

Педагогика » Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства » Условия успешного влияния дидактических игр на развитие профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства

Страница 1

Образовательный процесс в вузе, представляя собой комплексную систему дидактических воздействий, направлен в рамках личностно ориентированного обучения на реализацию целей развития личности. Исходя из принципиально верного положения о формировании и развитии личности в деятельности, в том числе и игровой, целесообразно рассмотреть стратегии воздействия на личность обучающихся с целью достижения большей результативности в плане развития их ПЗК. Результаты нашей опытно-экспериментальной работы по проектированию и реализации системы личностно ориентированных дидактических игр на занятиях по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу в вузе позволяют систематизировать социально-педагогические условия успешного применения игровой учебной деятельности, организационно-деятельностные условия дидактической игры и личностно-психологические условия развития ПЗК студентов в игре.

Цель и задачи развития ПЗК личности будущего учителя технологии и предпринимательства в ходе дидактической игры при изучении Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга в ввузе формируются под влиянием условий реализации деятельности, поскольку условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, а сам предмет выступает как нечто обусловленное. Иначе говоря, “условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира, в отличие от причины, порождающей то или иное явление или процесс, составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются” Таким образом, условия, а также все взаимосвязи и зависимости между ними и действия играющего в этих условиях, направленные на достижение цели и получение результатов, служат реализации цели и задач игры.

Анализ опыта применения дидактических игр позволил выделить, прежде всего, весьма важные для вузовского обучения и развития ПЗК личности социально-педагогические условия успешного прменения игровой учебной деятельности. Среди них: соблюдение законов, принципов и правил дидактической игры; взаимосвязь учебно-игровой деятельности с проектировочной и оценочной деятельностью; целевой педагогический выбор преподавателем адекватных видов и форм организации дидактических игр, соответствующих целям и задачам учебно-воспитательного процесса; осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к студентам с разным уровнем обученности по предмету и с разной настроенностью на игру.

Результаты анализа проведенных работ по проблеме применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе ввузов свидетельствует, что педагогами выработаны принципы и законы игровой деятельности, которые необходимо учитывать при реализации дидактических игр (С.Н. Злобина, П.Н. Пидкасистый). В опытной работе подтверждено, что задачам развития ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства отвечают определённые законы и принципы организации и проведения игры. Так, закон свободной коммуникации означает планирование единого и понятного всем игрокам языка символов и знаков игры, единой системы координат, исчисления и фиксации результатов игры. Закон единства цели выражает единое стремление всех игроков к достижению наибольшего конечного результата игры, а закон постоянного действия выражается в необходимости последовательности и очерёдности игровых действий. Закон автооценки действий означает, что достигнутые игроком или командой результаты являются объективной и достоверной оценкой уровня и качества подготовки к игре.

При организации игр мы учитывали такие принципы, как активность позиции, открытость обучающихся в их действиях, занимательность в разыгрывании и исполнении ролей, принцип индивидуальности и коллективности, самодеятельности и самостоятельности, принцип проблемности. Активность как основной принцип игровой деятельности выражает проявление физических и интеллектуальных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом её процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов. Открытость и доступность позиции в игре проявляются в том, что любая игра строится для свободного участия в ней людей. Проблемность реализуется при разрешении задач игры. Занимательность и эмоциональность отражают в дидактической игре увлекательные и интересные проявления игровой деятельности, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие на игроков, становясь одной из основных причин побуждения к личному участию в игре. Дидактический смысл этого положения в том, что занимательность и эмоциональность усиливают познавательный интерес к игре и активность в процессах подготовки, участия и на оценочно-результативном этапе. Разыгрывание и исполнение ролей в игре на учебном занятии основано на игровом моделировании человеческой деятельности и отражает явления частичного или полного воспроизведения в роли и импровизации самой роли. Дидактический смысл этого принципа заключается в том, что его реализация в дидактической игре позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность учителей технологии и предпринимательства и обучать студентов на основе сопряжённых моделей учёбы и труда. Принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение человека к игре, в которой развиваются те или иные качества, имеющие вполне определённую ценность для личностного и профессионального роста играющего. Для этого важно, чтобы в каждой игре имело место проявление чисто индивидуальных качеств как условие для самовыражения и самоутверждения обучающихся. В использованных нами на занятиях дидактических играх коллективность выражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах, где каждый играющий представляет собой индивидуальность, а принцип диалогичности общения и взаимодействия партнёров по игре отражает стиль решения учебных задач, подготовки и принятия решений, развития познавательной активности. Одновременно с этим мы учитываем, что самодеятельность и самостоятельность игрока в игре - далеко не одно и то же. Так, самодеятельность проявляется в личном почине игрока, а самостоятельность несёт в себе функцию управления самопроизвольно выбираемым вариантом действий и деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Механизм творческого воображения
Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения. Гилфорд понимает под креативност ...

Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет пои ...

Предпрофильная подготовка учащихся средней школы
Как уже было сказано, в старшей школе каждый учащийся может выбрать один из 5-6 профилей: гуманитарный, естественнонаучный, математики и информатики, экономики и права, технический, эколого-аграрный. У многих школьников выбор является случайным, не вполне соотносится с реальными способностями и воз ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru