Условия успешного влияния дидактических игр на развитие профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства

Педагогика » Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства » Условия успешного влияния дидактических игр на развитие профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства

Страница 1

Образовательный процесс в вузе, представляя собой комплексную систему дидактических воздействий, направлен в рамках личностно ориентированного обучения на реализацию целей развития личности. Исходя из принципиально верного положения о формировании и развитии личности в деятельности, в том числе и игровой, целесообразно рассмотреть стратегии воздействия на личность обучающихся с целью достижения большей результативности в плане развития их ПЗК. Результаты нашей опытно-экспериментальной работы по проектированию и реализации системы личностно ориентированных дидактических игр на занятиях по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу в вузе позволяют систематизировать социально-педагогические условия успешного применения игровой учебной деятельности, организационно-деятельностные условия дидактической игры и личностно-психологические условия развития ПЗК студентов в игре.

Цель и задачи развития ПЗК личности будущего учителя технологии и предпринимательства в ходе дидактической игры при изучении Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга в ввузе формируются под влиянием условий реализации деятельности, поскольку условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, а сам предмет выступает как нечто обусловленное. Иначе говоря, “условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира, в отличие от причины, порождающей то или иное явление или процесс, составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются” Таким образом, условия, а также все взаимосвязи и зависимости между ними и действия играющего в этих условиях, направленные на достижение цели и получение результатов, служат реализации цели и задач игры.

Анализ опыта применения дидактических игр позволил выделить, прежде всего, весьма важные для вузовского обучения и развития ПЗК личности социально-педагогические условия успешного прменения игровой учебной деятельности. Среди них: соблюдение законов, принципов и правил дидактической игры; взаимосвязь учебно-игровой деятельности с проектировочной и оценочной деятельностью; целевой педагогический выбор преподавателем адекватных видов и форм организации дидактических игр, соответствующих целям и задачам учебно-воспитательного процесса; осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к студентам с разным уровнем обученности по предмету и с разной настроенностью на игру.

Результаты анализа проведенных работ по проблеме применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе ввузов свидетельствует, что педагогами выработаны принципы и законы игровой деятельности, которые необходимо учитывать при реализации дидактических игр (С.Н. Злобина, П.Н. Пидкасистый). В опытной работе подтверждено, что задачам развития ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства отвечают определённые законы и принципы организации и проведения игры. Так, закон свободной коммуникации означает планирование единого и понятного всем игрокам языка символов и знаков игры, единой системы координат, исчисления и фиксации результатов игры. Закон единства цели выражает единое стремление всех игроков к достижению наибольшего конечного результата игры, а закон постоянного действия выражается в необходимости последовательности и очерёдности игровых действий. Закон автооценки действий означает, что достигнутые игроком или командой результаты являются объективной и достоверной оценкой уровня и качества подготовки к игре.

При организации игр мы учитывали такие принципы, как активность позиции, открытость обучающихся в их действиях, занимательность в разыгрывании и исполнении ролей, принцип индивидуальности и коллективности, самодеятельности и самостоятельности, принцип проблемности. Активность как основной принцип игровой деятельности выражает проявление физических и интеллектуальных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом её процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов. Открытость и доступность позиции в игре проявляются в том, что любая игра строится для свободного участия в ней людей. Проблемность реализуется при разрешении задач игры. Занимательность и эмоциональность отражают в дидактической игре увлекательные и интересные проявления игровой деятельности, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие на игроков, становясь одной из основных причин побуждения к личному участию в игре. Дидактический смысл этого положения в том, что занимательность и эмоциональность усиливают познавательный интерес к игре и активность в процессах подготовки, участия и на оценочно-результативном этапе. Разыгрывание и исполнение ролей в игре на учебном занятии основано на игровом моделировании человеческой деятельности и отражает явления частичного или полного воспроизведения в роли и импровизации самой роли. Дидактический смысл этого принципа заключается в том, что его реализация в дидактической игре позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность учителей технологии и предпринимательства и обучать студентов на основе сопряжённых моделей учёбы и труда. Принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение человека к игре, в которой развиваются те или иные качества, имеющие вполне определённую ценность для личностного и профессионального роста играющего. Для этого важно, чтобы в каждой игре имело место проявление чисто индивидуальных качеств как условие для самовыражения и самоутверждения обучающихся. В использованных нами на занятиях дидактических играх коллективность выражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах, где каждый играющий представляет собой индивидуальность, а принцип диалогичности общения и взаимодействия партнёров по игре отражает стиль решения учебных задач, подготовки и принятия решений, развития познавательной активности. Одновременно с этим мы учитываем, что самодеятельность и самостоятельность игрока в игре - далеко не одно и то же. Так, самодеятельность проявляется в личном почине игрока, а самостоятельность несёт в себе функцию управления самопроизвольно выбираемым вариантом действий и деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и цел ...

Методики работы с историческими источниками в процессе обучения истории
Применяемые методы зависят от типа структуры содержания материала. Так, при изучении элементов-предметов, не связанных между собой и показанных в тексте статически, используют конкретно-научные методы и приемы при помощи описания, измерений повторов, опытов с целью изучения свойств элементов, не ст ...

Возрастная динамика длины и веса тела
Длина тела у школьников 5 класса была равна 147 см, у шестиклассников этот показатель оказался на 2 см больше. У школьников 7 класса увеличился рост по сравнению с шестиклассниками ещё на 9 см, а у восьмиклассников - на 8 см (табл. 1). Следовательно, наиболее выраженное изменение длины тела за врем ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru