В качестве организационно-деятельностных условий дидактической игры мы рассматриваем следующие: определение содержания и целей проведения учебно-игровой деятельности, установление субъект-субъектных отношений в игре, включение обучающихся в различные виды дидактических игр, организация учебно-игровой деятельности студентов, наличие общей системы оценок и самооценок процесса и результатов дидактической игры.
Определение содержания и целей игры предполагает такой подход к проведению учебно-игровой деятельности, который связывает в единую систему весь процесс от возникновения педагогического замысла, направленного на решение педагогических задач до анализа и оценки результатов сотворчества. В рамках такого подхода концентрируются творческие усилия всех субъектов игры, осуществляется подчинение всех структурных компонентов игровой учебной деятельности реализации цели и педагогических задач подготовки творческой личности учителя технологии и предпринимательства. Кроме того, отбор содержания дидактических игр осуществляется с учётом деятельностных способностей обучающихся к активному выполнению игровых ролей как социально и индивидуально значимых.
При использовании дидактических игр в учебном процессе ввуза существенное значение имеет установление субъект-субъектных отношений, основанных на межличностном взаимодействии преподавателя и обучающегося и обучающихся между собой. Преподаватель, занимая позицию партнёра-помощника, способствует созданию реальных предпосылок для саморазвития личности обучающихся. Он должен делать всё на учебном занятии с применением игр так, как будто иначе и быть не может. Однако это не означает, что преподаватель не управляет ходом игры и не осуществляет контроль. Напротив, наш опыт показывает, что игра приобретает естественный характер в том случае, когда преподаватель готовится к игре: умело распределяет роли, предусматривает все трудности, мотивирует игровые ситуации, поддерживает общий положительный эмоциональный фон, то есть выступает как «социально-компетентное и одновременно профессионально - заинтересованное лицо».
Совместная целесообразная деятельность двух субъектов игровой учебной деятельности, «эффективное социально-педагогическое взаимодействие» (Л.В. Филлипова), направлены прежде всего на утверждение и самоутверждение статуса обучающихся в мире общественных отношений, явлений, развитие знаний, умений, установок и личностных качеств.
В то же время в процессе игры обучающиеся вступают в общение друг с другом. Готовность к конструктивному общению, непредвзятому отношению к противоположному мнению, признание рационального момента в иной позиции являются не только принципами, но и необходимыми условиями реализации игровой учебной деятельности в системе «обучающийся - обучающийся».
Существенной характеристикой диалогического общения в рамках дидактической игры является равенство позиций и активная роль взаимодействующих сторон. Индивидуализированное отношение субъектов игры друг к другу, к содержанию игры и учебной дисциплины проявляется в действиях, настроениях и преобразуется в групповое отношение субъектов. Последнее не является простой суммой отношений людей, а его следует рассматривать как сложное интегративное образование, результат взаимодействия, взаимовлияния и взаимодополнения участников игры.
Результаты дидактической игры оцениваются обычно игровыми баллами или суждениями преподавателя и участников игры. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. В ходе заключительного обсуждения, обучающиеся совместно анализируют не только ход и результаты игры, но и ход учебно-игрового взаимодействия. Смысл такого обсуждения в том, чтобы побудить обучающихся пересмотреть стереотипы неэффективных действий.
Поиск путей и условий развития ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства при обучении Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу в вузе позволяет сформулировать ряд выводов.
В психолого-педагогическом плане ПЗК, во-первых, соотносятся с определённой деятельностью, во-вторых, характеризуются как способности к конкретной деятельности, которые в этой же деятельности и развиваются. С учётом этих особенностей ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства выступают как совокупность существенных и наиболее устойчивых личностных свойств, умений и способностей, которые необходимы для выполнения профессиональных функций и реализации человека в служебной деятельности.
В практическом плане при организации педагогической деятельности по развитию ПЗК учителя технологии и предпринимательства в системе обучения важно учитывать широкие возможности учебной дисциплины Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг в плане развития социально-коммуникативных качеств, реализуемых в процессах деятельности, общения и познания выпускника ввуза.
Анализ психолого-педагогических исследований и опыта использования дидактической игры в учебном процессе вузов позволил выявить и учесть её педагогические возможности в разностороннем развитии личности обучающихся, раскрыть методологические аспекты теории дидактической игры как средства развития профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга. В психологическом плане игра представлена как результат взаимосвязи общения, познания и труда, как особый вид социальной деятельности, в которой формируется индивидуальное сознание человека. Проигрывание в игре разных жизненных ситуаций является актуальным, значимым, необходимым для развития личности, изменяет её сознание, формирует устойчивые, в том числе профессиональные интересы, потребности, навыки взаимодействия и действия.
Информация по теме:
Анализ тенденций развития биологического образования
Моделирование ситуаций научного поиска, развитие эмоционально-чувственного отношения к живым системам приносят радость познания которой так мало на уроках биологии с использованием репродуктивных методов. "Открытия", "озарения", интеллектуальные и практические "изобретения& ...
Возможности урока английского языка в развитии памяти младших школьников
В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия «Урок», как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно ...
Подходы к обучению учащихся обществознанию
Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществоз ...