Условия успешного влияния дидактических игр на развитие профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства

Педагогика » Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства » Условия успешного влияния дидактических игр на развитие профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства

Страница 4

Дидактическая игра, выступая как многоаспектное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся, обладает большими педагогическими возможностями, что и позволяет включить её в процесс подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Дидактическая игра - специально организованная учебно-познавательная деятельность, в которой приобретаются знания, формируются способы, умения, навыки, развиваются профессионально значимые качества личности обучающегося за счёт активного включения в социально-коммуникативное взаимодействие в обстановке состязательности и творческого поиска. В практике обучения Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу дидактические игры представляют собой особое средство организации познавательной деятельности, всестороннего развития личности в плане её умственного, этико-эстетического воспитания, развития коммуникативных умений и оценочно-эмоционального отношения к действительности, окружению, себе. Методологической основой педагогического проектирования системы личностно ориентированных игр на занятиях по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу, развивающих ПЗК является системный подход. Его использование позволяет разработать модель игровой деятельности как взаиморасположение и взаимосвязь элементов, таких, как цель, педагогические задачи, субъекты игры (преподаватель – студенты), организационно-деятельностные условия осуществления дидактической игры, социально-педагогические условия успешности игровой учебной деятельности и личностно-психологические условия развития ПЗК студентов в игре.

Типология личностно ориентированных дидактических игр, обеспечивающих рост ПЗК личности, включает в себя познавательные, проектировочно-исследовательские, имитационные и комплексные игры. В основе данной типологии положение об игре как носителе проблемы, которая связывает познавательную деятельность человека с объективной действительностью, а также базовые положения теории личностно ориентированного обучения и особенности учебных дисциплин Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг, в рамках которой реализуются отобранные и адаптированные к условиям вуза игры.

Проведённая опытно-экспериментальная проверка спроектированной системы дидактических игр на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга подтверждает теоретические разработки о социально-психологической и педагогической сущности дидактической игры, её функциях в процессе развития личности, а также о соответствующем воздействии на обучающихся. Успешность применения системы дидактических игр в развитии ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства достигается, прежде всего, при соблюдении вузовским преподавателем следующих социально-педагогических условий организации учебно-игровой деятельности: целевой педагогический выбор адекватных видов и форм организации дидактических игр; соблюдение законов, правил, принципов игровой деятельности; индивидуально-дифференцированный подход к студентам с разным уровнем обученности по предмету и с разной настроенностью на игру; взаимосвязь учебно-игрового, проектировочного и оценочного видов деятельности. Вторая группа условий - организационно-деятельностные, что связано с определением содержания и целей проведения игры; с активным включением субъектов учебно-игровой деятельности в различные виды игр (познавательные, проектировочно-исследовательские, имитационные, комплексные); с соблюдением этапов игры от подготовительного до оценочно-результативного и наличием общей системы оценок и самооценок процесса и результатов дидактической игры. Третью группу условий успешной реализации дидактических игр составляют личностно-психологические условия развития ПЗК в дидактической игре, что сопряжено со становлением у обучающихся личностной концепции игровой учебной деятельности; с личной установкой обучающихся на творческую самореализацию в игре; с ростом их стремлений к адекватной самооценке в учебно-игровой деятельности.

Ведущими критериями и основными показателями успешности развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе реализации дидактических игр являются: мотивационно-ценностный (степень мотивации участия в игре – настроенность на игру, позитивная готовность включиться в игру), содержательный (уровень развития ПЗК личности будущего учитель технологии и предпринимательстваа, степень интеллектуальной активности в учении, степень активности студентов в игре), оценочно-результативный (развитость умения объективно оценивать себя, успеваемость студентов).

В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что при включении системы личностно ориентированных дидактических игр в процесс обучения Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу в вузе при целенаправленном педагогическом руководстве создаются объективные возможности для развития ПЗК личности учитель технологии и предпринимательстваа. Так, исследование позволило получить ряд взаимозависимостей: между педагогическим целевым использованием системы дидактических игр на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга в ввузе и характером развития проектировочно-конструктивных, организаторских, гностических, коммуникативных, нравственных качеств; между проявлением активности обучающихся в самообразовании и саморазвитием ПЗК личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Теоретическое мышление в ракурсе ППФ. Интериоризация
Преподаватели психолого-педагогического факультета (ППФ) красноярского государственного университета обучающие студентов являются носителями теории развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Теория, которая имеет практическое применение в школе, практически реализуется в школе и ВУЗе, занятия выст ...

Духовно-нравственная культура в современном образовании
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетов Национальной доктрины образования, согласно которым система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание ...

Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru