Методы и приемы развития памяти младших школьников

Педагогика » Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка » Методы и приемы развития памяти младших школьников

Страница 2

2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения, способствуют его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти храниться дольше и точнее воспроизводиться, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после прочтения.

3. Если двум группам детей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме этого, обе группы детей снабдить разными обобщающими словами – стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами – стимулами.

Чем богаче и разнообразнее стимулы – средства, которыми дети располагают для запоминания, чем более они просты и доступны для них в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два факта, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего запоминания.

4. Чем больше умственных усилий дети прилагают к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.

5. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, те любые приемы, позволяющие улучшить внимание, могут оказаться полезными для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания младшими школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызвал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

6. На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции. О ситуациях, оставивший в памяти яркий, эмоциональный след, люди думают больше, чем об эмоционально – нейтральных событиях. Связанные с ним впечатления лучше организуются в памяти. Положительные эмоции, как правило, способствуют запоминанию, а отрицательные препятствуют.

Эмоциональное состояние, сопровождающее процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации, поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

7. На технике улучшения восприятия материала позируются различные приемы обучения, например, так называемое «ускоренное чтение». Ребенка учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все остальное.

8. Привычка к осмыслению восприятия материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей, составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки – все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личными возможностями ребенка.

В настоящее время разработано и на практике используется не малое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память младшего школьника с целью его улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предлагают усовершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые – на развитие у ребенка способности структурировать материал, пятое – на приобретение и активном использовании процессов запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой ребенок независимо от того, как развиты у него отдельные психические функции и способности, чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Определение уровня физического развития
В наших исследованиях для определения состояния физического развития школьников были использованы показатели тотальных размеров тела: длины, веса тела и окружности грудной клетки. Кроме того, определялась жизненная ёмкость лёгких, а также ручная и становая динамометрии. В течение двух лет, с сентяб ...

Условия организации труда
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того чтобы ...

Практические методы обучения
Метод упражнений. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса. Дидактика формулирует ряд правил проведения упражнений. Первым правилом является доведение до сознания обучаемых цели и порядка выполнения упражнения. Разнообразие ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru