Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Педагогика » Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Страница 10

С.И.Ожегов трактует это понятие неоднозначно, но основным значением является «форма организации чего-либо».

Рассмотрим, что представляет собой система внеклассных занятий.

По мнению Цукерман Г.А., система внеклассных занятий – это форма организации таких занятий, реализация которых требует единства принципов и методов, а также общей цели их выполнения вне урока.

Данное определение отражает специфику указанного выше понятия, его суть.

Разработанные нами занятия имеют следующую структуру:

Вводное занятие

Два занятия, направленные на изучение и анализ произведений В.И.Даля

Обобщающее занятие

Тематика занятий:

1. Внеклассное мероприятие, посвященное Владимиру Ивановичу Далю «Собирал человек слова…»

2. Сказка В.И.Даля «Девочка-Снегурочка»

3. В.И.Даль, сказка “У тебя у самого свой ум”

4. Обобщение и систематизация знаний учащихся о жизненном и творческом пути Владимира Ивановича Даля, произведениям «Девочка-Снегурочка» и «У тебя у самого свой ум».

Общая цель предложенной системы внеклассных заятий заключается в следующем: формировать интерес к чтению у учащихся 2 класса через использование предложенной системы внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений В.И.Даля.

Реализацию проекта мы предусмотрели в соответствии с общепедагогическими принципами, которые позволяют создавать оптимальные условия для самореализации учащихся, позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, а именно:

Принцип сознательности и активности. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания о жизненном и творческом пути В.И.Даля, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов – мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учеников, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Систематичность и последовательность. Этот принцип опирается на следующие научные положения: ученик только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина окружающего мира; главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учеников; процесс обучения, состоящий из отдельных ступеней, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если систематически не упражнять навыков, они утрачиваются; если не приучать учеников к логическому мышлению, они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системность и последовательность в обучении, процесс развития замедляется. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К.Д.Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности работы, дает нам полную власть над нашими знаниями». На практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе планирования Систематичность и последовательность будут выражаться в том, что выполнение заданий, направленных на формирование интереса к чтению будут осуществляться на каждом внеклассном занятии.

Принцип прочности. В данном принципе закреплены закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учеников – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учениками учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но и от субъективного отношения учеников к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учеников имеет избирательный характер: чем интереснее для них тот или иной материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Принцип прочности реализуется в том, что формируется интерес к чтению.

Принцип доступности. Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, и закономерностей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся – с другой. Доступным для ребенка является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления. В нашем проекте принцип осуществляется через подбор заданий на внеклассные занятия, доступных для восприятия учащихся 2 класса.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Информация по теме:

Изменения окружности грудной клетки и жизненной ёмкости лёгких
Данный показатель физического развития с возрастом увеличивается. Так, у школьников с 5 по 8 класс окружность грудной клетки возрастает в начале учебного года в среднем на 10 см, а в конце - на 12,7 см (табл.3). Таблица 2 Изменение веса тела школьников 5-8-х классов, кг Возраст, лет Классы Начало у ...

Концептуальные подходы к образовательному стандарту по курсу «Обществознание»
В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы ...

Приемы активизации
Как известно, с целью активизации внимания, мыслительной деятельности студентов на занятиях применяются разнообразные способы и приемы. Активная познавательная деятельность должна быть организована с самого начала занятия. Активность студентов на последующих этапах лекции во многом зависит от того, ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru