Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Педагогика » Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Страница 10

С.И.Ожегов трактует это понятие неоднозначно, но основным значением является «форма организации чего-либо».

Рассмотрим, что представляет собой система внеклассных занятий.

По мнению Цукерман Г.А., система внеклассных занятий – это форма организации таких занятий, реализация которых требует единства принципов и методов, а также общей цели их выполнения вне урока.

Данное определение отражает специфику указанного выше понятия, его суть.

Разработанные нами занятия имеют следующую структуру:

Вводное занятие

Два занятия, направленные на изучение и анализ произведений В.И.Даля

Обобщающее занятие

Тематика занятий:

1. Внеклассное мероприятие, посвященное Владимиру Ивановичу Далю «Собирал человек слова…»

2. Сказка В.И.Даля «Девочка-Снегурочка»

3. В.И.Даль, сказка “У тебя у самого свой ум”

4. Обобщение и систематизация знаний учащихся о жизненном и творческом пути Владимира Ивановича Даля, произведениям «Девочка-Снегурочка» и «У тебя у самого свой ум».

Общая цель предложенной системы внеклассных заятий заключается в следующем: формировать интерес к чтению у учащихся 2 класса через использование предложенной системы внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений В.И.Даля.

Реализацию проекта мы предусмотрели в соответствии с общепедагогическими принципами, которые позволяют создавать оптимальные условия для самореализации учащихся, позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, а именно:

Принцип сознательности и активности. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания о жизненном и творческом пути В.И.Даля, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов – мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учеников, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Систематичность и последовательность. Этот принцип опирается на следующие научные положения: ученик только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина окружающего мира; главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учеников; процесс обучения, состоящий из отдельных ступеней, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если систематически не упражнять навыков, они утрачиваются; если не приучать учеников к логическому мышлению, они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системность и последовательность в обучении, процесс развития замедляется. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К.Д.Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности работы, дает нам полную власть над нашими знаниями». На практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе планирования Систематичность и последовательность будут выражаться в том, что выполнение заданий, направленных на формирование интереса к чтению будут осуществляться на каждом внеклассном занятии.

Принцип прочности. В данном принципе закреплены закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учеников – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учениками учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но и от субъективного отношения учеников к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учеников имеет избирательный характер: чем интереснее для них тот или иной материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Принцип прочности реализуется в том, что формируется интерес к чтению.

Принцип доступности. Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, и закономерностей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся – с другой. Доступным для ребенка является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления. В нашем проекте принцип осуществляется через подбор заданий на внеклассные занятия, доступных для восприятия учащихся 2 класса.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Информация по теме:

Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»
Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, исто ...

Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Для решения задач формирования научного мировоззрения в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха; - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познав ...

Рекомендации воспитателям по формированию речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством развития мелкой моторики
Мелкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие мелкой (тонкой) моторики детей 2 — 3 летнего возраста обусловлено развитием манипулятивной деятельности, с её появлением происходит формирование основных навыков, ко ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru