Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Педагогика » Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Страница 11

Принцип гуманизации, который в современной региональной концепции образования предполагает соблюдение следующих видов принципов:

принцип индивидуализации – каждый учащийся имеет право на собственную точку зрения, право на представление своего мнения;

принцип проблематизации – столкновение нескольких точек зрения учащихся, например, при выполнении задания во время внеклассного занятия;

принцип диалогизации – создание ситуации диалога благодаря постановке вопросов учителем и возможности задавать их как учителю, так и другим учащимся из класса.

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Уважать ребенка и предъявлять требования к нему - это значит внимательно относиться к нему, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его дальнейшего роста и совершенствования. А.С. Макаренко отмечал: « Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».

Принцип развития инициативы, самодеятельности, изобретательства, детского технического и художественного творчества требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы каждый ученик в ходе проведения внеклассных мероприятий выполнял бы определенный вид деятельности. Действие, совершаемое ребенком, не должно быть вынужденным, не «прожитым». Оно должно быть актом его свободного выбора, свободного волеизъявления. Это действие учащийся должен совершить сам, не под давлением. Необходимо отказаться от чрезмерной регламентации, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества. Следует опираться на доверие, разнообразить виды поручений и пр. Такой принцип требует от педагогов умелого содействия в развитии самодеятельности школьников. Учителю необходимо поддерживать полезные начинания детей, совместно с ними обсуждать их нужды, поощрять полезную инициативу, развивать самостоятельность и творчество в детской среде; важно повышать роль ученического актива в коллективе кружков, клубов, его ответственность за общественные дела. По мнению Ю.К. Бабанского, это значит «добиваться того, чтобы внеклассная работа организовывалась на основе ученического самоуправления при тактичном педагогическом руководстве».

Принцип оптимизации, постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, любой другой деятельности в соответствие с целями внеклассной воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией. Методы воспитания рождаются в системе конкретно-исторических общественных отношений. Их сущность и форма проявления зависит от характера общественных отношений, от возрастных особенностей детей.

Все принципы тесно взаимосвязаны. Соблюдение данных принципов мы считаем необходимым для реализации идей проекта в полной мере, так как это не только обеспечивает формирование интереса к чтению у учащихся, но и созданию благоприятного климата.

Следует отметить, что при организации внеклассной работы использовались различные формы познавательной деятельности учащихся. Такие, как:

- фронтальная работа, позволяющая включить в активную деятельность всех учащихся;

- групповая работа – выполнение некоторых заданий в группе, что предполагает наличие учащихся с различного уровня развития коммуникативных и речевых умений с целью взаимного обогащения, а также путем взаимодействия в группе определение единого мнения при самостоятельном выполнении заданий.

- индивидуальная работа, позволяющая выявить уровень знаний и практических умений у учащихся, во время выполнения самостоятельных заданий, например - написание сказки.

Таким образом, мы считаем, что наиболее успешная организация занятия должна включать в себя фронтальную, групповую и индивидуальную работу, быть достаточно разнообразной, сочетать разные виды деятельности учащихся и разные формы их взаимодействия, давать учителю возможность эффективного управления педагогическим процессом, а ученику развитие его способностей и формирование интереса к чтению.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, имеет много общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом трех этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Информация по теме:

Методы обучения, используемые в дидактических поисковых моделях
Поисковый подход в рамках моделей направлен на освоение учащимися дидактической модели обучения как организации систематической исследовательской деятельности; модели организации обучения как коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии. Учащийся ставится ...

Содержание элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики»
Как уже ранее говорилось, в научно методической литературе выделяют три типа элективных курсов: предметные, межпредметные и не входящие в базисный учебный план. Наша задача составить содержание элективного курса, не входящего в базисный учебный план. Для того, чтобы определить содержание элективног ...

Виды аудиторских занятий в профессиональной школе
Основными видами организации обучения в профессиональных школах являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебных ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru