Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова, викторина представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой».
Исследователь Ю.Ганичев выделяет следующие цели викторины:
- проверить уровень полученных знаний;
- стимулировать самостоятельное изучение материала;
- развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность.
Таким образом, викторина – это не просто игра, а одна из форм контроля знаний.
Если посмотреть на характер познавательных интересов, то учащиеся с многосторонними и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что слабые учащиеся не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно появляется желание искать и отгадывать другие слова, т.е. актуализируется познавательный интерес.
Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.
Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.
Одним из методов, прививающих детям интерес к чтению и любовь к книге, является литературная олимпиада.
Так же во внеклассной работе по литературному чтению учитель может использовать тестовые задания. Чем же привлекают тесты внимание учителей? В первую очередь тем, что они дают возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию.
Существует много различных способов и средств формирования и проверки навыка осознанного чтения. Одним из таких является тестирование.
Многие учителя в своей практике используют тесты, которые помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя, а также способствуют переходу от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение и привлечь к работе всех детей.
В зависимости от наличия свободного времени учитель решает, что он проведет с ребятами: викторину, литературную игру, КВН или будет отгадывать кроссворды.
По одной теме учителю целесообразно иметь как можно больше разработок, которые он хранит в своей методической копилке и пользуется ими в процессе работы.
В проведении подобных мероприятий активное участие могут принимать и родители. Они могут быть членами жюри, ведущими или просто зрителями.
Как правило, при такой форме работы задействован весь класс, дети сами просят дать им роль, если в сценарий праздника включена инсценировка, каждый ученик старается внести свой вклад при подготовке подобных мероприятий.
Одной из положительных сторон этого вида работы является сплочение класса и взаимодействие педагога и родителей.
Таким образом, форму проведения внеклассных занятий выбирает сам учитель, в зависимости от особенностей класса, возможностей школы и своих личных предпочтений.
Информация по теме:
Анализ целей и задач в физическом воспитании дошкольников
Цель физического воспитания вытекает из основной цели воспитания, 'отражая при этом специфические особенности физкультурной деятельности. На современном этапе, в отличие от эпохи строительства коммунизма, нет единого подхода к определению цели физического воспитания дошкольников. Каждый исследовате ...
Развитие представлений о себе у дошкольников
Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребен ...
Общая характеристика пространственного
мышления
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятийные) операции, но и множество перцептивных д ...