Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Педагогика » Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Страница 8

Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова, викторина представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой».

Исследователь Ю.Ганичев выделяет следующие цели викторины:

- проверить уровень полученных знаний;

- стимулировать самостоятельное изучение материала;

- развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность.

Таким образом, викторина – это не просто игра, а одна из форм контроля знаний.

Если посмотреть на характер познавательных интересов, то учащиеся с многосторонними и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что слабые учащиеся не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно появляется желание искать и отгадывать другие слова, т.е. актуализируется познавательный интерес.

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.

Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

Одним из методов, прививающих детям интерес к чтению и любовь к книге, является литературная олимпиада.

Так же во внеклассной работе по литературному чтению учитель может использовать тестовые задания. Чем же привлекают тесты внимание учителей? В первую очередь тем, что они дают возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию.

Существует много различных способов и средств формирования и проверки навыка осознанного чтения. Одним из таких является тестирование.

Многие учителя в своей практике используют тесты, которые помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя, а также способствуют переходу от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение и привлечь к работе всех детей.

В зависимости от наличия свободного времени учитель решает, что он проведет с ребятами: викторину, литературную игру, КВН или будет отгадывать кроссворды.

По одной теме учителю целесообразно иметь как можно больше разработок, которые он хранит в своей методической копилке и пользуется ими в процессе работы.

В проведении подобных мероприятий активное участие могут принимать и родители. Они могут быть членами жюри, ведущими или просто зрителями.

Как правило, при такой форме работы задействован весь класс, дети сами просят дать им роль, если в сценарий праздника включена инсценировка, каждый ученик старается внести свой вклад при подготовке подобных мероприятий.

Одной из положительных сторон этого вида работы является сплочение класса и взаимодействие педагога и родителей.

Таким образом, форму проведения внеклассных занятий выбирает сам учитель, в зависимости от особенностей класса, возможностей школы и своих личных предпочтений.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Информация по теме:

Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада
Знания о природе, полученные детьми раннего возраста, в первой младшей группе расширяются, а интерес и любовь к природе закрепляются и углубляются. Движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными впечатлениями в природе положительно сказываются на здоровье и самочувствии маленьких детей. ...

Особенности развития памяти у младших школьников
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младше ...

Нравственное сознание педагога
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование мора ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru