Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Педагогика » Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Страница 5

Определить связь между познавательным интересом и интересом к чтению

Как можно видеть, разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая. Каждый из них говорит о преобладании положительных эмоций к деятельности, о мотивации к ней, потребности познать предметы и явления окружающего мира.

В данной работе будет использоваться трактовка определения познавательного интереса с точки зрения С.Л. Рубинштейна.

Возможность для формирования интереса представляется не только учебной, но и внеклассной деятельностью, в том числе внеклассными занятиями по литературному чтению, и для этого мы разработали систему внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля.

Подход в отбору материала для внеклассных занятий с учащимися 2 класса позволяет максимально удовлетворить их интересы, способствует (на основе обогащения представлений детей об окружающем мире) активному накоплению учащимися разнообразных языковых впечатлений, создает прочный фундамент для воспитания интереса к чтению.

Основные цели и задачи системы внеклассных занятий по литературному чтению:

- развитие у детей интереса к предмету «чтение», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;

- развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, развитие потребности к самообразованию;

- углубление знаний, полученных на уроках чтения, повышение качества этих знаний и умений.

Активная заинтересованность учеников связана также с использованием различных форм внеклассных занятий. Формы внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе различны: кружки, утренники, уголок внеклассного чтения, стенная газета, викторины, литературные игры, различные конкурсы и т. п. Многие из них могут быть использованы и при организации внеурочной работы по чтению с младшими школьниками.

Рассмотрим более подробно организацию литературного кружка, оформление уголка внеклассного чтения и проведение литературных игр в начальной школе.

Литературный кружок

Одним из непременных условий успешной деятельности литературного кружка является вариативность и разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя школьника в позицию активного участника.

У младших подростков сохраняется интерес к играм, которые претерпевают в сравнении с играми учеников предшествующих классов известные изменения. Значительно больший вес приобретают дидактические игры, которые в кружковой работе по чтению обычно являются элементами того или иного занятия. Соревнования такого характера бывают однодневными (проводятся в один прием), и более продолжительными, если условия требуют рассредоточить выполнение заданий. В последнем случае игровая форма имеет немаловажное значение в поддержании интереса. Примером такой игры-соревнования является «Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка». Форма экспедиции выбрана с учетом характера заданий, многие из которых включают элементы поиска, исследования. Выполнение заданий позволяет ученикам увидеть некоторые языковые особенности русских народных волшебных сказок: употребление постоянных эпитетов, сказочных выражений, большое число слов с суффиксами субъективной оценки, употребление настоящего времени в значении прошедшего и др. Цель экспедиции – написать самим три сказки. Нередко такие занятия предполагают в качестве завершающего этапа организацию выставки (лучших сказок, сказочных тетрадей рисунков и т.п.).

В работе кружка широко используются и различные рукописные издания (волшебные бюллетени, газеты, дневники), которые информируют всех школьников о некоторых важных событиях, сообщают интересное о героях книг и т.д. Они обычно не сообщают подробных сведений по избранной теме, а останавливают внимание учеников на наиболее интересном, привлекают новизной материала и нередко предполагают им дальнейший путь более глубокого ознакомления с миром книг.

Кружковая работа использует тот же, что и урок, арсенал методов обучения с внесением разных корректив, обусловленных ее спецификой. Так, традиционно выделяемые методы, которые классифицируются по источнику получаемых знаний (словесные, наглядные, практические), применимы в кружковой работе со значительными отклонениями от их канонических вариантов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Использование моделирования в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста
«Большинство современных исследований посвящено изучению возможности развития моделирования и исполь­зования модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосыл­ки развития моделирования, использования модели в по­знании. В этом возрасте происходят из ...

Способы проверки домашних заданий
Проверка домашних заданий - это существенный и действующий "канал", связывающий домашнюю работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс. В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий: Фронтальная проверка, так можно проверять несложны ...

Методы и организация исследования
Методы исследования: - теоретический анализ и обобщение научных данных, освещенных в литературных источниках; - педагогические контрольные испытания; - педагогическое наблюдение; - опытно-экспериментальная работа; - индивидуальное и групповое тестирование; - математико-статистический анализ результ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru