Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Педагогика » Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

Страница 6

Создать на занятиях особую атмосферу помогает и речь учителя – точная, яркая, выразительная, умело использующая сказочные выражения, эпитеты, определения и сравнения.

Использование на занятиях кружка таких средств обучения, как картины, слайды, аудио и видео записи, позволяет детям еще глубже проникнуть в мир художественных произведений, помогает создать творческую атмосферу в классе, эмоциональный настрой детей на придумывание свой интересной сказки, написание стихотворения.

Уголок внеклассного чтения

В «Уголке внеклассного чтения» размещаются по крайней мере три полки, стол или стенд для книг. На каждой из полок хранится в строго систематизированном порядке печатная продукция. Обычно верхняя полка отводится под художественную литературу. В основном это те книги, которые составляют классную библиотеку и возможный в условиях школы передвижной фонд. Все книги расставлены по темам, которые обозначены красочными разделителями, а внутри каждой темы по алфавиту.

На второй полке в «Уголке чтения» постепенно выстраивается уже не художественная, а научно-познавательная литература, которой детей приучают пользоваться на уроках внеклассного чтения и природоведения, когда перед ними встают те или иные вопросы, требующие точных фактических данных.

Третья полка предназначена для сбора и хранения детской периодики, т.е. новых и старых журналов и газет (отдельных номеров и подборок).

На стенде вывешивается рекомендательный список литературы к очередному уроку и домашнее задание, а на столе размещается классная картотека по одной или нескольким интересующим класс темам. Там же учащиеся в течение недели могут ежедневно, на период пребывания в школе, выставлять книги, которые они находят, рассматривают и читают к уроку внеклассного чтения, с тем чтобы обмениваться читательской информацией. Кроме того, на столе всегда лежит стопка закладок, которыми дети пользуются, если берут книгу с первой или второй полки. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель – не быть ярким, праздничным украшением классного помещения, а дать ребенку возможность общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы учитель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети однажды принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15-20 экземпляров, сразу надо установить и четко соблюдать очередность, с которой будут не только выставляться книги, но и хозяева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в класс. Зная детей, надо постараться так сформулировать вопросы к малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными.

Книжный уголок на внеклассном занятии по литературному чтению не только элемент необходимой среды, это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привлечению детей к образу книги, возбуждающая интерес к ним, желание рассмотреть и прочесть их.

Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для учителя.

В перерывах между занятиями могут быть использованы и другие формы, предполагающие самостоятельную работу учащихся. «Угадайка» может быть оформлена как своеобразная классная игротека по чтению. Задания, предложенные учителем, записываются на плотных листах бумаги и хранятся в специальных конвертах так, чтобы ученики могли в любое время найти понравившуюся карточку.

«Занимательный календарь» (в материалах к нему даны не только тексты, но и рисунки) оформляется как стенная газета и находится в классе до изучения следующей темы. Форма календаря однотипна. Он завершает ту или иную тему, поэтому его всегда открывает вымышленный персонаж Напоминайкин, который кратко подводит итоги изученной темы, напоминает детям основные сведения по ней. В конце календаря выделены некоторые определения, теоретические положения, предполагаются советы, помогающие учащимся лучше запомнить изученное. Все это объединяется общим названием «Узелки на память».

В «Занимательном календаре» регулярно помещается материал под рубрикой «Знаете ли Вы?», где сообщаются некоторые интересные факты, так или иначе связанные с темой. «Занимательный календарь» может служить хорошим источником для организации итогового занятия в конце года. Календарь содержит также задания, выполняя которые ученики проверяют свои знания после завершения темы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Информация по теме:

Условия организации труда
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того чтобы ...

Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков
Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Духовная культура представляется тем пласто ...

Методы, приемы и формы работы с художественным текстом на уроках чтения
Методика чтения художественного произведения в младших классах имеет сложную историю развития, её спорные вопросы решаются вплоть до настоящего времени. Анализируя состояние методики чтения художественных произведений в школе начало 20в., С.П. Редозубов писал: ''следует заметить, что ''бережное отн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru