Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр

Страница 6

Шаг девятый. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта, коррекция действий обучающихся в игровой деятельности с целью развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства.

Общий смысл методологических положений педагогического проектирования сводится к следующему: а) прежде чем что-то менять, необходимо знать сущность и исходное состояние объекта изменения; б) на основании результатов деятельности на предыдущем этапе выдвигаются гипотезы относительно желаемого будущего данного объекта; в) определение условий, детерминирующих изменение объекта, может осуществляться на собственно теоретическом уровне, на основе обобщения аналогичного опыта организации обучения и за счёт опробования вариантов проектируемой деятельности в практике; г) результаты согласования отражаются в проекте (модели) организации педагогической действительности; проекты могут быть общего и целевого назначения; д) целенаправленное применение объекта предполагает наличие системы отслеживания, оценки степени достижения запланированных результатов, которая обеспечивает обратную связь.

Проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр, развивающих ПЗК учителя технологии и предпринимательства, осуществлялось нами с позиций основных положений системного подхода. Его сущность заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы. Наше понимание системного подхода базируется на следующем определении: “Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство”.

Основными системными принципами являются: целостность (принципиальная несводимость элементов системы и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и так далее внутри целого), структурность (возможность описания системы через установление её структуры, то есть сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы поведением её отдельных компонентов и свойствами её структуры), взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия), иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а используемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы), множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы её адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определённый аспект системы).

Реализация принципов целостности и структурности при педагогическом проектировании системы дидактических игр предполагает в первую очередь знание сущности и исходного состояния объекта изменения, полное представление о конкретных исходно заданных элементах системы игр и связях между ними. Учёт элементов (цель, содержание, условия, правила, субъекты и т.д.), правил их включения в систему и связей между ними обеспечивает модельное описание организации и функционирования системы игр через её структуру. Все элементы проектируемой системы игр должны быть подчинены единой цели и являются основными варьируемыми параметрами модели системы.

Если рассматривать проектируемую нами систему игр (схема 1) с позиций её организации и функционирования, то она может быть представлена как взаиморасположение системообразующих элементов, таких, как цель, педагогические задачи, субъекты игры (преподаватель – студенты), организационно-деятельностные условия дидактической игры (определение содержания и целей проведения игровой деятельности, включённость субъектов в различные виды игры, организация учебно-игровой деятельности, а также наличие системы оценок и самооценок процесса и результатов игры, социально-педагогические условия успешности игровой учебной деятельности студентов и личностно-психологические условия развития ПЗК студентов в дидактической игре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Методические разработки по теме: Урок по теме: «Строение атома. Химическая связь»
Цели: обобщить и повторить знания учащихся по данной теме; выявить степень усвоения материала, уметь составлять электронные формулы атомов, схемы видов химической связи, решать творческие задания. Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; портрет Д. И. Менделеева; кар ...

Место дидактических поисковых моделей в подходах к преподаванию биологии
От овладения учащимися учебными умениями практического, интеллектуального и общеучебного характера зависит эффективность познавательной деятельности учащихся на уроке. А овладение различными учебными умениями, в свою очередь, зависит от организации познавательной деятельности школьников на уроке. П ...

Способы проверки домашних заданий
Проверка домашних заданий - это существенный и действующий "канал", связывающий домашнюю работу на уроке, помогающий объединить их в единый учебно-воспитательный процесс. В практике встречаются различные способы проверки домашних заданий: Фронтальная проверка, так можно проверять несложны ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru