Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр

Страница 3

В ходе констатирующего эксперимента были обобщены суждения студентов о целесообразности использования дидактических игр не только на учебных занятиях по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу, но и во внеучебное время и на самоподготовке. Данные приведены в таблице 8.

Таблица 8

Мнения студентов о целесообразности применения игр на занятиях предпринимательства (в процентах)

Применение игр

На учебных занятиях

Во внеучебное время

На самоподготовке

1. Да, целесообразно

75,6

31,5

22,3

2. Нет, нецелесообразно

10,5

32,4

48,3

3. Затрудняюсь сказать

13,9

36,1

29,4

При анализе полученных результатов мы не смогли однозначно ответить на вопрос, почему около 1/3 студентов считает нецелесообразным использование игр во внеучебное время, и почти половина всех опрошенных – на самоподготовке. Большинство студентов так аргументировали свои суждения: большой объём заданий на самоподготовку, проведение тренажей и консультаций во второй половине дня, перегруженность расписания четвёртыми парами. Студенты считают, что в силу этих обстоятельств у них не будет достаточно времени для качественной и регулярной подготовки к играм, это возможно только эпизодически. Этот момент мы учли далее при планировании комплексных игр.

Рассуждая о степени участия преподавателя в подготовке и проведении игр, студенты видят преподавателя в следующих ролях: ведущего - 26%, участника наравне со студентами- 24%, арбитра – 22%, организатора - 21,3%, наблюдателя - 4,6%, болельщика - 2,1%. Характерно, что значительная часть опрошенных (76%) полагает, что преподавателю стоит доверять студентам подготовку и проведение игры, тем более что у многих из них уже есть опыт организации и проведения игр, ведь 47,1% из них с большим интересом занимались этим ещё в школе. В этой же группе есть и часть студентов, отличавшихся в школе пассивным отношением к игре: 42,4% участвовали по необходимости, 2,1% безразлично относились к проводимым играм, а 7,5% - не принимали никакого участия в играх.

Характерно, что при этом студенты хотели бы выполнять в учебной игре разные по степени активности и самопроявления личности роли: исполнителя (50,1%), ведущего (17,2%), организатора (8,4%), арбитра (7,6%) и только 17,7% - наблюдателя и болельщика. В том числе, 12,1% изъявили желание выступать в нескольких ролях: организатора, исполнителя, ведущего и арбитров. Как видим, игровые роли арбитра, организатора и ведущего, в которых проявляются важные социально-коммуникативные качества личности, готова взять на себя значительная доля студентов.

Эта информация представляется нам очень важной для организации игровой учебной деятельности, поскольку учёт настроенности студентов на участие в игре позволяет преподавателю делегировать полномочия организатора, ведущего, арбитра группе наиболее активных студентов. А это значит, что обучающиеся непосредственно включаются в процесс подготовки, проведения и анализа игры, то есть становятся субъектами деятельности. По теории Л.С. Выготского, процессы обучения и воспитания развивают человека не сами по себе, а лишь тогда, когда имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Подходы к обучению учащихся обществознанию
Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществоз ...

Специфика современной семьи
1. Особая роль родительстпва. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. Кон [1988] приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития детско-родительских отношений в истории общества, предложенную А. Ллойд-Демозом. Сточки зрения автора «пси ...

Сущность механизма вероятностного прогнозирования
В предыдущем разделе были рассмотрены основные механизмы аудирования. Рассмотрим сущность механизма прогнозирования и его роль в процессе аудирования и понимания смысловой структуры текста. Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru