Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр

Страница 2

В итоге анализа, исходные позиции нашего исследования при выборе критериев и показателей процесса развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства на учебных занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга в условиях применения системы дидактических игр определялись, во-первых, на основании характеристик и ведущих качеств личности, во-вторых, профессионально значимых качеств личности учителя технологии и предпринимательства и, в-третьих, с учётом условий динамичного развития личности студента в ввузе. Среди условий, относящихся к деятельности самого обучающегося выделены: понимание им социальной значимости своей профессии, интерес к ней, осознание требований, которые она предъявляет к учителю технологии и предпринимательства; положительные мотивы, интеллектуальная и практическая активность в учении, общении и службе; объективность самооценки личностных качеств и стремление к их совершенствованию; благоприятный психологический климат в учебном коллективе. Сюда мы относим также и ориентацию на максимальные результаты и самореализацию во всех видах учебно-познавательной деятельности. Исходя из этого, нами выделены критерии и показатели успешности процесса развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства в дидактической игре (табл.5).

При выделении критериев и показателей мы допускаем и то, что измерить уровень развития какого-либо качества абсолютно объективно невозможно. Оценивание осуществляется людьми, поэтому элемент субъективности всегда будет присутствовать. Одна из важных идей нашего исследования состоит в том, что процесс развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства в игровой учебной деятельности неотделим от педагогического анализа достигнутого уровня развития личности на данном этапе обучения в ввузе. Это положение определяет и направления диагностики нашего исследования.

Таблица 5

Критерии и показатели успешности влияния системы дидактических игр на развитие ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства

Критерии

Показатели

1. Мотивационно-ценностный

а) степень мотивации участия в игре (настроенность на игру, позитивная готовность включиться в игру).

2. Содержательный

а) уровень развития ПЗК личности (организаторских, проектировочно - конструк-тивных, гностических, коммуникативных, нравственных);

б)степень интеллектуальной актив-ности в учении.

3. Оценочно-результативный

а) успеваемость студентов;

б) развитость умения объективно оцени-вать себя и сокурсников;

в) степень активности в игре.

В диагностическом плане необходимо было, прежде всего, определить уровень развития ПЗК личности, поскольку именно на начальном этапе важно развести, как собственно процесс развития ПЗК (структура качеств, субъекты, условия развития), так и игровую среду, в которой развёртывается этот процесс. Поэтому при проведении констатирующего этапа нашей опытной работы мы исходили из предположения, что диагностика развития ПЗК в игровой учебной деятельности позволяет спланировать не только алгоритм эффективной педагогической организации дидактических игр, но и спрогнозировать их последствия для учебного процесса, что даст возможность педагогу заранее подготовиться к появлению противоречий при внедрении игр в учебный процесс.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания
Основной сферой деятельности детей до 7 — 8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: « .Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду . Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит ...

Понятия «процесс», «процесс обучения»
Обучение наряду с игрой и трудом рассматривается как один из важнейших видов деятельности человека. В широком смысле обучение - это процесс усвоения исторического опыта человечества. В более узком - двусторонний процесс, взаимодействие между тем, кто учит, и тем, кто учится. Это своеобразный процес ...

Практические методы обучения
Метод упражнений. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса. Дидактика формулирует ряд правил проведения упражнений. Первым правилом является доведение до сознания обучаемых цели и порядка выполнения упражнения. Разнообразие ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru